Войти в почту

Под брендом «Произведено на Кубани» скрывается продукция, выращенная в другом месте

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев настаивает на внесении изменений в патент, защищающий географическое указание производства продукции. На чужой славе Сегодня, встречая продукцию со знаком «Сделано на Кубани», мы уверены, что это товар высокого качества. И часто ошибаемся. Виной тому - патент, который позволяет указывать на пачке молока или баночке с кабачковой икрой географическое наименование региона, где она была выпущена. Но, как известно, дьявол кроется в деталях. По факту, патент защищает интересы только переработчиков, но не производителей. Достаточно установить перерабатывающий заводик на Кубани или добавить в переработанную продукцию немного местного сырья, чтобы товар можно было промаркировать как кубанский или краснодарский. Например, под маркой краснодарского чая по факту может скрываться индийский, цейлонский и любой другой. Но если его упаковывают на Кубани и добавляют 1% чая, выращенного в Сочи, то он имеет право именоваться краснодарским. Об этом шла речь на совещании губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева с кубанскими производителями, которое прошло в краевом центре. В нем также приняли участие члены Совета Федерации Владимир Бекетов и Алексей Кондратенко, вице-губернатор Василий Швец, представители профильных министерств. Недобросовестный бизнес - Сегодня Краснодарский край не только выращивает, хранит и расфасовывает свою продукцию, он также завоевывает рынки других регионов и даже стран, выходит на крупные торговые сети, - открыл совещание Вениамин Кондратьев. - Наша продукция пользовалась большой популярностью во все времена, и россияне привыкли к тому, что кубанское - значит лучшее. Поэтому с удовольствием покупают продукцию под брендом «Произведено на Кубани». И недобросовестный бизнес этим пользуется, продавая под нашей маркой товар, который к Краснодарскому краю не имеет никакого отношения. Губернатор уверен, что географическое наименование должно присуждаться только продуктам с высоким содержанием местного сырья, не менее 70%. - А иначе выходит, что патент узаконивает недобросовестную конкуренцию и фактически вводит покупателя в заблуждение, - замечает губернатор. Владимир Бекетов рассказал, как в Магадане зашел в магазин, где помидоры под маркой кубанских продавались по 400 руб./кг, тогда как в это время у нас они стоили 80. Позже он выяснил, что томаты - «иностранцы». В московском магазине в коробках с маркировкой «Сад-Гигант» явно находились яблоки не из Славянского района Краснодарского края: большие, покрытые воском, - такие обычно привозят из Турции. Однако они пользовались спросом, потому что покупатели доверяют бренду «Сделано на Кубани». - Но что говорить о других регионах, если, например, на консервном заводе в Кропоткине в банки закатывают огурцы, завезенные извне, не с полей Кубани? - возмущается Владимир Андреевич. - Нам необходимо навести в этом вопросе порядок, следует доработать критерии получения патента. И мы с Алексеем Николаевичем Кондратенко будем продвигать этот вопрос в Совете Федерации, потребуется внесение изменений в федеральное законодательство. Узнаваемый продукт Как отметил в своем выступлении руководитель департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Роман Куринный, федеральное законодательство не оговаривает требований к наличию местного сырья в продукте, претендующем на указание географического местоположения производства. Между тем департамент и бизнес-сообщество прорабатывают положение о том, чтобы с 2019 года знак краевого конкурса качества «Сделано на Кубани» присваивался только тем товарам, в которых содержание местного сырья высокое. Для каждой группы товаров процент содержания кубанского продукта будет оговариваться отдельно. Но в том же чае должно быть не менее 50% краснодарского чая, чтобы он получил вышеупомянутую маркировку. Губернатор края на это заметил, что в советские годы чай мог считаться краснодарским при условии, что в нем местного сырья было не менее 75%: - Мы должны продвигать наш, кубанский товар, и если уж кто-то желает получить бренд «Сделано на Кубани», его продукция должна быть произведена на нашей земле. Вице-губернатор Василий Швец сообщил, что группа товаров, которая будет носить знак географического наименования, должна максимально позиционировать наш регион, быть хорошо узнаваемой за пределами края. Это кубанские вина, рис, яблоки, мед и др. Также начинается работа по внесению в Гражданский кодекс четких и жестких критериев о соотношении местного сырья и «иноземного», чтобы такой товар мог получить маркировку, указывающую на регион его производства. Не фасовщиков защищать! Затем Вениамин Кондратьев попросил производителей сырья, присутствовавших в зале, высказать мнение по обсуждаемой теме. Первым слово взял представитель рисовой отрасли Краснодарского края Михаил Радченко. Он сообщил, что недобросовестные бизнесмены под маркой кубанского фасуют китайский или другой рис не только на Кубани, но и в Новосибирске. Там, правда, указывается, что рис российский, но, учитывая, что 84% белой крупы выращивается на Кубани (на втором месте - Ростовская область, затем идет Дагестан), покупатель в первую очередь подумает, что рис произведен в Краснодарском крае. - Два месяца назад мы с коллегами разработали критерии, по которым рис может именоваться кубанским, - тот, что на 100% выращен в нашем крае, - сообщил Михаил Радченко. - Мы также разработали знак «Кубанский рис - лучший рис», который может присваиваться только местной продукции. Готовы передать положение о знаке в администрацию края. Думаю, мы сами сможем навести порядок на нашем рынке. На это Вениамин Кондратьев заметил, что производителей должны защищать закон и патент, но - четко прописанные, учитывающие интересы именно производителей, а не фасовщиков. Эти группы уникальны Владимир Бекетов предложил распространить географическое происхождение продукта также на промышленные товары: «Чтобы кубанский сувенир в точности соответствовал своему названию и был сделан на Кубани, а не в Китае». Но если с сувенирами и вообще народным промыслом дело обстоит проще, то с другими промышленными товарами не все так просто: они вообще сегодня не могут пользоваться знаком «Сделано на Кубани». Почему? Потому что патент, защищающий географическое указание производства продукции, выдается только при наличии заключения уполномоченных органов. В настоящий момент ими являются Росалкогольрегулирование, Минздрав, Минсельхоз и Минпромторг России, но только в части изделий народных художественных промыслов. Об этом участникам совещания сообщил представитель ОАО «Новоросцемент». Завод выпускает 100-процентную продукцию из своего сырья, но промаркировать по географическому наименованию не может, так как Минпромторг России этого не предусматривает. Вениамин Кондратьев предложил выйти с инициативой расширить полномочия федерального министерства. Это позволит защитить кубанских производителей промтоваров. - Сегодня мы сформировали список уникальных групп товаров, которые могут претендовать на присвоение географического наименования. Все они нуждаются в защите. Предлагаю в этот перечень включить и промышленные товары, - резюмировал губернатор. Читайте новости там, где удобно: Twitter, Fb , Vk, Оk, Яндекс.Дзен.