Борьба за Закарпатье: Фашисты против ОУН*
После Великой Отечественной войны от неё было отделено Закарпатье — регион со смешанным венгро-славянским населением. И если в современном украинском Закарпатье венгры составляют 12% населения, и они имеют свои автономные институты, вроде культуры и образования на венгерском, то русины, которых советская власть считала частью украинского народа, для Киева выглядят какими-то странными венгро-российскими сепаратистами, с задатками пятой колонны. Предки русинов поселились в Закарпатье ещё на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры. Постоянно проживая в Прикарпатье и Галиции, о в средние века ни оказались разделены между Польским и Венгерским королевствами, чтобы уже в Новое время русинов поделили Австрия и Венгрия, ставшие двуединой Австро-Венгрией в 1867 году. Внутреннее деление габсбургской монархии поделило и русинов — часть их оказалось в Австрийской Галиции, где они имели больший простор для борьбы за автономию, но судьба их оказалось печальной. Русинские лидеры окончили свои жизни в концлагере Талергоф. Венгерские же русины хоть и подвергались мадьяризации, но продолжали борьбу за своё имя и свой родной край. Как ни странно, считая их почти мадьяризированными, венгры не обрушили на русинов такой же молот репрессий, как и австрийцы. После Первой Мировой войны Закарпатская Русь (самоназвание своей малой родины русинами) досталась Чехословакии. Официально, Закарпатье было автономией в составе ЧСР, но так как сама ЧСР демократической республикой была весьма условной и лишь на фоне своих более авторитарных соседей в виде Германии или Польши, то сложившийся псевдодемократический порядок, при котором страной реально правили выходцы из Чехословацких легионов, а автономия Закарпатья нивелировалась назначаемым Прагой губернатором, раздражала многих русинов. Ощущавшие себя частью большого русского народа, в собственном доме они были жителями самого бедного региона Чехословакии. Мировой финансовый кризис 1929 года не обошёл стороной и Закарпатье. На переживание от невозможности реализации своей идентичности хотя бы как части малой чехословацкой, не говоря уже про большую русскую, наслоились тяготы Великой депрессии. Оставшись без большой, хоть и далёкой родины-матери, коей была для них Российская империя, к началу 1930-х русины растеряли все иллюзии, касательно своего настоящего и будущего. Их мировоззрение стало требовать радикальных перемен и радикальных идей, для их осуществления. В этих условиях в 1935 году, в связи с надвигающимися парламентскими выборами, в Мукачёво возникает Русская национально-автономная партия. Лидером партии (сам он себя называл «фюрер») становится бывший греко-католический священник Степан (Стефан) Фенцик. С 1910 по 1918 года Фенцик изучал теологию и философию в Будапештстком и Венском университетах, в Вене так же изучал право, окончил курсы французского языка и слушал курсы по музыковедению. Вернувшись на малую родину, Фенцик занялся активной политической деятельностью. В 1923 году он создаёт в Мукачёве Русское культурно-просветительское общество имени А.В. Духновича. Александр Васильевич Духнович — греко-католический священник, один из зачинателей карпаторусского движения и русофил. Назвав общество в его честь, Фенцик сразу же обозначил свою магистральную политическую идеологию. Общество имени Духновича было создано как противовес аналогичному по существу украинскому обществу «Просвiта». Фенцик не только развивает активную общественно-культурную деятельность, но и вступает в политические контакты с теми, кого он считал близкими себе по взглядам. В первую очередь, таковым оказался видный деятель русской эмигрантской колонии в Харбине Константин Владимирович Родзаевский. Бежавший из Благовещенска в Китай, по льду зимнего Амура, Родзаевский, несмотря на молодость (во время побега в 1925 году ему было семнадцать лет) быстро сделал себе имя тем, что стал основателем Всероссийской фашистской партии. Считая, что «старое» поколение русской эмиграции проиграло во многом из-за своей архаичности и «разъедавшего» русскость прежних вождей либерализма, Родзаевский, открыто симпатизировавший итальянскому фашизму, решил стать русским Муссолини. Степан (Стефан) Фенцик Связанные с ВФП публицисты издавали труды вида «Первый русский фашист Пётр Аркадьевич Столыпин». Члены и идеологи партии, невзирая на неприятие старого поколения белоэмиграции, считали своим образцом в первую очередь Российскую империю, а потом уже фашистскую Италию. Своей целью они видели возрождение монархии в России и воплощение одного из планов Николая II по воссоединению с Россией всех русских земель, в том числе и Закарпатья. Степан Фенцик, бывший таким же симпатизантом итальянского фашизма, популярного в Европе 1920-х годов, не мог пройти мимо Родзаевского. Формально признав верховенство Родзаевского, Фенцик не только укрепил свой политический капитал и капитал Родзаевского, но и встал на путь интегрального русского национализма, тоталитарно-модернистской фашистской окраски. Мечтая о большой и единой фашистской России, во главе с императором, Фенцик мнил себя минимум фашистским вождём Закарпатья. Его самоназвание фюрером говорит и о симпатиях Фенцика к германскому национал-социализму. Как «версальский синдром» от поражения Германии в Первой Мировой был топливом для идеологии нацизма, так же и осознание фактического проигрыша Первой Мировой и поражение в гражданской войне питало во многих русских националистах-эмигрантах симпатии к нацизму. Предполагая, что именно фашизм сможет сокрушить либеральный версальский миропорядок и сбросить коммунистическое иго с России, деятели ВФП и Фенцик видели в этом «третьем пути» спасение для России. При этом корреспонденту британской Manchester Guardian он говорил, что «фашизм не обязательно должен быть антисемитским», а своей целью видел построение «фашизма без террора». За свою политическую деятельность Фенцик, собиравшийся стать епископом, был лишён сана. Этот поступок униатского клира не изменил намерений карпато-русинского дуче, но наоборот помог его сосредоточиться на политической деятельности. Несмотря на своё русофильство, Фенцик считал, что тактической задачей его партии является сотрудничество с Венгрией, с целью присоединения к ней Закарпатья. Эта тактика предопределила контакты Фенцика с венгерскими спецслужбами. На этом этапе борьбы главным врагом Фенцика и РНАП были организации украинских националистов. Украинские националисты с конца 1920-х годов вели активную деятельность, направленную на отторжение Закарпатской Руси от Чехословакии, с целью создания независимой Украины. Будучи сторонниками доктрины украинского национализма Дмитрия Донцова активисты ОУН считали закарпатских русин частью украинского народа, подвергавшегося как явной мадьяризации, так и полузчему «обмоскаливанию» благодаря деятельности русинских организаций времен монархии Габсбургов и карпато-русинских фашистов Фенцика. В 1935 году Фенцик на волне карпато-русинского фашизма избирается в чехословацкий парламент. После Мюнхенских соглашений, сделавших Чехословакию жертвой гитлеровского экспансионизма, Фенцик становится министром без портфеля автономного Закарпатья. Когда в 1938 году по итогам Первого венского арбитража Закарпатье вошло в состав Венгрии, Фенцик создал при РНАП «Русскую национальную гвардию чернорубашечников». Данная военизированная структура помогала венгерским войскам разоружать чехословацкие части и вступала в активные бои с украинскими националистами из организации «Карпатская сечь» и местными коммунистами. Надо отметить, что в своей борьбе с карпато-русинским изводом русского фашизма украинские националисты и закарпатские коммунисты даже допускали временные тактические союзы. В 1940-е года венгры уже были заинтересованы в реальной автономии Карпатской Руси, потому что это помогало закрепить за Венгрией данный регион. С 1938 по 1944 года Фенцик был депутатом верхней палаты венгерского парламента. В 1944 году, с приходом советских войск в Закарпатье, лидер русинских фашистов стал переводчиком при штабе советских войск. Такой поворот налево был вызван тем, что после возрождения РПЦ в 1943 году и, в целом, достаточно русско-националистических шагов советских властей, направленных на мобилизацию против Гитлера, многие националистические деятели белоэмиграции решили, что именно Сталин является тем парафашистским диктатором, благодаря которому национальная Россия возродится из СССР. Этим же путём пошёл и друг Фенцика Константин Родзаевский, добровольно перешедший к советским войскам в августе 1945 года, когда армии Василевского заняли Маньчжурию. Как нетрудно догадаться реальное развитие событий пошло в разрез с планами и Фенцика, и Родзаевского. Они оба были казнены за сотрудничество с иностранными государствами и разведками. Фенцик был приговорён к смерти по постановлению Закарпатского областного суда, его смертный приговор был подписан лично Н.С. Хрущёвым. В 1992 году, на волне постсоветской разрухи, русский националист и карпато-русинский фашист Фенцик был реабилитирован властями уже суверенной Украины. Надо заметить, что мадьярофилия Фенцика, бывшая чисто тактическим решением, до сих пор служит тем историко-культурным мостком, благодаря которому, возможно, до поры, до времени сотрудничают венгерские и русинские активисты современного Закарпатья. Однако, не стоит забывать, что такая одиозная личность, часто допускавшая ошибки, как Стефан Фенцик был идейным русофилом. Ни разу в жизни не быв в России, обучаясь в Австро-Венгрии, ведя активную политическую и культурную деятельность в независимых Чехословакии и Венгрии, он до конца своих дней предано любил Россию, считая её единственной возможной защитницей славянства, в целом, и Карпатской Руси, в частности. Для Степана Фенцика были лишь Великая Россия и Великий русский народ, к которым он чаял присоединить и Закарпатье. На открытии памятника карпато-русинскому просветителю А.А. Митраку он сказал следующие слова: «большинство малорусскаго племени и поныне признаёт русский литературный язык своим сокровищем, общим для всех русских племён». Для Фенцика и его сторонников факт принадлежности русинов к русским был самоочевиден. Журнал «Карпатский свет» в 1933 году призывал к сотрудничеству «всех, кому не безразличны обще-русские начинания». Сам журнал издавался на «обще-русском языке» по всем правилам дореволюционной орфографии, так же как и газета РНАП «Карпаторусский голос». Для Фенцика самостоятельный русинский язык был лишь диалектом русского языка, причём диалектом сильно архаизированным, в виду непростой исторической судьбы региона, славянское население которого почти тысячу лет было переходящим призом между соседними державами. Суд истории суров и приговоры его не отменимы: Родзаевский — коллаборант и японский агент, Фенцик — коллаборант и венгерский агент. Фашизм — одна из самых чудовищных идеологий ХХ века. Коллаборант и фашист Фенцик наверняка мечтал о Великой России от Ужгорода до Благовещенска. Но кто сказал, что мечты никогда не станут реальны? *Организация, деятельность которой запрещена на территории РФ