Интересный факт: южноуралец посадил в тайге лайнер с 81-м человеком на борту, никто даже не ушибся
А ведь Героя России можно получить не только за боевые заслуги. Вот, например, простой парень из Чебаркуля Евгений Новоселов. Папа — баянист в санатории Кисегач, мама — педагог. А Евгений стал летчиком, который каким-то чудом посадил огромный лайнер ТУ-154М в тайге, сохранив жизни почти сотне человек. Никто даже не ушибся, разве что испугались изрядно. Это случилось в сентябре 2010 года. Капитан авиасудна Евгений Новоселов вел самолет авиакомпании "Алроса" из Удачного (городок в Якутии) в Москву. Евгений Новоселов слева На высоте 10600 метров 20-летний самолет начал вести себя странно. В салоне то пропадало, то появлялось электричество, зловеще мерцало табло "пристегните ремни", а потом — раз — и свет выключился окончательно. По каким-то причинам пропало все электричество на лайнере: нет навигации, связи, не работают топливные насосы. Ситуация критическая: вокруг бескрайняя Сибирь, оставшегося керосина в расходном баке хватит на максимум полчаса лета (горючее из основных баков не поступает из-за отключенного электропривода насосов), сажать самолет просто некуда. Командир судна Евгений Новоселов и второй пилот Андрей Александрович Ламанов позже признались, что в какой-то момент им стало, мягко говоря, не по себе, но самообладания никто не потерял. Они спустились до 3000 метров и стали лететь вдоль реки, пытаясь найти место, где можно попробовать посадить самолет на воду. Они знали, что выжить в таком случае — один шанс из миллиона, но он есть. Тут случилось чудо! Евгений заметил заброшенную взлетно-посадочную полосу: она белой лентой протянулась прямо в тайге. Это был аэродром в Ижме (Республика Коми) уже много лет как заброшенный, однако его начальник — Сергей Сотников — по каким-то соображениям 12 лет ухаживал за взлетно-посадочной полосой. Сергей Сотников Взетно посадочная полоса в Ижме Впрочем, полоса составляла всего 1325 метров, что мало для такого самолета, как ТУ-154М, но это был единственный реальный шанс спастись. Без навигации, без сигнальных огней, буквально на глазок Новоселов и Ламанов вс-таки посадили самолет. "Я оборатился к Богу "Господи, помоги" и случилось чудо". Это при том, что из-за на работающих закрылок и предкрылок посадочная скорость была слишком высокой — 380 км/ч при норме в 270 км/ч. Лайнер выпустил шасси, встал на полосу и помчался, не в силах остановиться, он выкатился за пределы полосы и как настилу прорезал елки тайги. Не пострадал никто. Надувной трап Позже Новоселов шутил, что темой его дипломной работы в питерской академии гражданской авиации как раз была "Грубая посадка ТУ-154, в условиях влияния различных факторов". Так теория пригодилась на практике. К слову, еще одно чудо — это заброшенная ВПП в тайге. Возможно, ее начальник Сергей Сотников специально ухаживал за ней 12 лет, чтобы 7 сентября 2010 года, там приземлился ТУ-154 с 81 человеком на борту. В беседе с журналистом "Комсомольской правды" он отнекивался от своей роли в этой истории: — Я что? Я просто по взлётке ездить не давал. На лошадях большинство, навоз падает, сохнет, вертолёт ветер поднимает — всё летит в глаза. Непорядок… Или бревно упадет, будет валяться, люди ещё бутылок накидают… Для себя, короче, убирал. Чтобы было приятно… — Вы горды собой? — Я просто безумно рад, что люди остались живы. Если бы на полосе оказалась хоть одна машина… А Евгению Новоселову вручили награду Герой России. Он, кстати, до сих пор летает и учит летать молодых пилотов.