Не детские темы. О чем сегодня пишут лауреаты премии Владислава Крапивина
Накануне 80-летия Командора – таков заслуженный титул писателя Владислава Крапивина – в Екатеринбурге были определены лауреаты Международной детской литературной, «крапивинской», премии. О современных особенностях произведений для подрастающего поколения мы беседуем с писателем, членом жюри премии Ольгой Колпаковой. Открытия Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Ольга, номинанты детской литературной премии Владислава Крапивина всегда демонстрируют тематическое разнообразие... Ольга Колпакова: Этот год не стал исключением. Темы, традиционно, разнообразные и интересные. Это нас всегда радует и удивляет. Казалось бы, всё уже неоднократно пересказано, но авторы находят какой-то новый поворот. Например, в этом году на премии представлена очень интересная книга Марии Ботевой «Сад имени т.с.». Это история про то, как семья узнаёт, что их дедушка был не просто ветераном Великой Отечественной войны, а тем героем, который поднял знамя над Рейхстагом. Но ему было запрещено говорить об этом, поскольку на эту роль были «назначены» другие люди; а он сквозь всю жизнь пронёс в себе эту обиду и в итоге спился. Дедушка уже ушёл из жизни, но семья думает, как с этим быть, что делать. С одной стороны, им хочется рассказать про своего деда, увековечить его память, а с другой - он же не идеальный герой. Интересная тема, и Мария пишет в своём индивидуальном стиле, её ни с кем из авторов не спутаешь, у неё есть ярые поклонники и яростные противники. Замечу, что книги Марии Ботевой попадали в список «Белые вороны» Международной мюнхенской юношеской библиотеки, в который ежегодно «зачисляется» 250 книг со всего света, рекомендованных для индивидуального прочтения и педагогам школ для работы. В том числе в этот список попала и её книга «Мороженое в вафельных стаканчиках», которая в своё время также была представлена в финале премии Владислава Крапивина. Всё-таки «Крапивинка» играет свою роль в литературной судьбе авторов-финалистов. Скажем, я считаю, наша заслуга, что мы открыли Викторию Ледерман. Конечно, она со временем «открылась» бы и без нас, но... Виктория долгое время рассылала тексты, которые укладывались в издательствах в плотные стопки, а в Екатеринбурге прямо на премии она подписала контракт и с тех пор является одним из ведущих авторов московского издательства. Она пишет добротные приключенческие истории. Да, может быть, это и не открытие в литературе, но дети читают их с удовольствием, потому что написаны они задорно, весело, – Виктория педагог, она знает, как подать детям материал. Другой пример – Ариадна Борисова, наше открытие самого первого сезона. Очень хороший взрослый автор, которого знали исключительно в Якутии, но вдруг она выходит с детской книжкой «Записки для моих потомков», и благодаря конкурсу книга издаётся в Москве и становится бестселлером. И ещё о роли премии. На обороте многих книг наших авторов написано: «Международная детская литературная премия Владислава Крапивина». То есть издатели этим гордятся и указывают, что автором получена такая премия. Вечные темы - Приключения – это понятно, а вот такие взрослые, серьёзные истории, как у Марии Ботевой, также пользуются популярностью у юных читателей? - Может быть, подростки самостоятельно и не выберут подобные книги в магазине, но ведь с ними работают библиотекари, педагоги. Я могу судить по своей «Полынной ёлке» (первая детская книга о депортации, основанная на воспоминаниях дедушки автора и учительницы немецкого языка. – Прим. ред.), что эти темы востребованы. Мне до сих пор пишут, звонят, причем часто взрослые люди. Это, во-первых, приятно, а во-вторых, удивительно – взрослый человек читает детскую книгу, и у него возникает желание высказаться. Это дорогого стоит. Хотя сегодня грань между взрослой и детской литературой не такая явная: многие родители читают книги, адресованные детям, а потом обсуждают их с ними. - Предположу, что произведения современных авторов существенно отличаются от тех, что писал Владислав Крапивин. Так ли это? - Начнём с того, что последние книги Владислава Петровича посвящены очень современным вопросам. И потом, по большому счёту, в детской литературе во все времена поднимаются вечные темы – дружба, предательство, взрослые, которые тебя не понимают... Может быть, сейчас стало меньше романтики, больше разнообразных характеров, мир взрослых и мир детей стал посложнее. А в остальном я не вижу какой-то пропасти между классиком и современными авторами. Да и вообще, сегодня для детской литературы очень благоприятная ситуация, издательств множество. И это здорово! - Что в таком случае делает автора конкурентоспособным? - А нет особой конкуренции, у каждого своя ниша. - Ольга, несколько лет тому назад лауреатом литературной премии Крапивина стала Аделия Амраева с книгой «Я хочу жить», в которой была поднята тема детского суицида... - Книга вышла на волне обсуждения этой темы в обществе. Аделия говорит об этом очень деликатно, осторожно, правильно. Она показала состояние ребёнка, показала то окружение, которое вводит его в это состояние. А самые страшные моменты она показала в историческом ракурсе – очень давно, в Средневековье, ребёнок выпрыгнул из башни, потому что ему казалось, что надеяться больше не на что. А надеяться было на что! Но он не видел этой перспективы, и сейчас, став призраком, он понимает, что так бы не сделал. И судьба этого призрака Иво - приходить на помощь подросткам, находящимся на грани. В итоге главные герои не только находят в себе силы жить, но и понимают, что жизнь прекрасна. Конечно, такие книги очень важно читать родителям, ведь мы иногда до последнего не догадываемся, что творится в душе и голове подростка. История один в один - Многие ли участники премии разговаривают в своих книгах с подростками на столь «не детские» темы? - Да, многие. Сегодня ведь стало позволительно говорить с подростками на серьёзные темы. Это Владислав Петрович был тем смелым писателем, который, один из немногих, поднимал проблемы подростков, описывал конфликтные ситуации. А сегодня многие на этом строят свои произведения. Вот, например, в этом году в числе финалистов премии была Мария Агапова с повестью «Моя невозможная мама». В ней рассказывается о том, как весёлая, безбашенная, неустроенная в жизни мама оказывается на грани лишения родительских прав и как окружающие помогают ей выйти из этой ситуации, как ей помогает сын, что он делает, чтобы не оказаться в детском доме. И что вы думаете? Мы ещё не подвели итоги премии, как я читаю новость: в Екатеринбурге в социальных сетях люди организовались, чтобы помочь папе-инвалиду, которому также грозило лишение родительских прав. Они отремонтировали ему квартиру, принесли ребёнку вещи... Один к одному история! Ещё один пример серьёзной темы – «Голова-жестянка» Серафимы Орловой. Это история про очень злую девочку, долго лежащую в больнице, испортившую отношения со всеми, «достающую» своих друзей. Так чётко, так детально выписан характер подростка! В итоге увлечение робототехникой помогает этой девочке привыкнуть, притереться к этому миру, что-то переоценить... Замечательная вещь! А «Моя Аника» Александры Зайцевой вообще написана от имени мальчика-аутиста. Очень здорово и очень понятно рассказано, как он видит мир. И ты сразу по-другому начинаешь воспринимать людей, которые на тебя не похожи, начинаешь их понимать. - Владислав Петрович читает все тексты финалистов конкурса? Он строго подходит к их оценке? - Безусловно, он читает всё. У нас есть номинация «Выбор Командора» - победителя в ней выбирает Крапивин своим решением, никто на него не влияет. Владислав Петрович, конечно, очень серьёзно подходит к своей миссии председателя жюри премии, но вместе с тем он очень снисходителен. Ему нравится, что пишут современные авторы, и он особенно радуется, когда в детской литературе проявляют себя мужчины. Командор всегда желает нашим авторам творческих успехов, чтобы их книги издавались и доходили до детей.