«Ничего хорошего в отеле “Эль Рояль”»: омерзительно прекрасно

Воплощённый саспенс. Витающий дух Тарантино. Нелинейная концепция с тучей флэшбэков. Сюжет - воплощение "золотых" 60-ых, которым на пятки стремительно наступают 70-ые, готовящие Новому свету радикальные перемены, к которым отнюдь не каждый будет готов. Сейчас же Никсон, ярый радикал, - вещает на голубом экране о невозможности прекращения огня во Вьетнаме. Он ещё не знает, что войдет в историю как единственный американский президент, досрочно покинувший свой пост. Впереди "Уотергейтский скандал", впереди колоссальные изменения жизненного и политического укладов. Синопсис до боли знаком зрителю: разношерстная компания собирается в неком полузаброшенном отеле "on a dark desert highway", как говорится, а потом начинается экшн. И вся эта "банда" ничуть не уступает в колорите и выразительность героям Тарантино: Дакоту Джонсон и Джеффа Бриджеса дополняют молодой сын Билла Пуллмана ("День независимости", "Космические яйца", "Шоссе в никуда") - Льюис, дебютирует в большом полнометражном кино новоявленная звезда Бродвея - Синтия Эриво, обладательница престижной премии "Тони", которая в картине отвечает за музыкальную составляющую, её сольные выступления, которые российские киношники, сподобились не переводить - как они нередко поступают, - яркое пятно в довольно вялом ходе повествования. Соул-саундтреки в "лайф"-исполнении - это вообще отдельная тема. "Ничего хорошего" подобен айсбергу - на поверхности, в том же трейлере, обозначены основные моменты, идея, концепция, а при просмотре вырисовываются страшные подробности, накал страстей. Ностальгий на пару с паранойей = успех. Кто-то, как, например Мэт Донато - американский кинокритик, скажет, что "Эль Рояль" - это "Лайт-версия Тарантино". Может и так. Но стоит на время забыть о фильме-предшественнике и подумать, что если бы Дрю Годдард (автор наделавшего шума слэшера "Хижина в лесу"; "Эль рояль" - всего-то второй фильм Годдарда как режиссёра) был "первым", то мы бы его боготворили как автора лучшего камерного триллера XXI века. А быть вторым после лучшего незазорно и не постыдно. Зрителю предоставлена возможность посмаковать камерное кино, которое камерно лишь формально, с внешней стороны, но де-факто давно вырвалось за рамки замкнутого пространства. Аллюзии: граница штатов, пролегающая прямо по территории "Эль рояля", являющаяся его основной "фишкой" - жить в Калифорнии или в Неваде - постояльцы делают свой выбор после "зажигательного" выступления администратора, и границы времен, эпох, которые сменяют друг друга где-то там, за закрытыми дверями лобби. Что скрывает ночь, что скрывает отель - нам предстоит в этом разобраться, благо у нас впереди целых два с половиной часа увлекательнейшего зрелища. Линии, которые, казалось, окончательно запутались, к финалу развяжутся и сойдутся воедино. Отель, где происходит, собственно, действие, становится ещё одним героем, о котором действительно можно подумать "this could be heaven or this could be hell" - пустынное, некогда процветающее место а-ля "Гранд Будапешт", но наполненное зеркалами Гезелла, контролирующееся неизвестными недоброжелателями: то ли извращенцами, то ли сильными мира сего. Герои раскрыты. Полностью. За счёт уже упомянутых флэшбэков, пусть довольно кратких и беглых, но тем не менее - они позволяют избегать досужих домыслов и позволяют зрителю даже не читать аннотацию. В том числе - по ходу просмотра. И такое бывает. То и дело кажется, что действующие лица совершают удивительно хаотичные и иррациональные поступки, однако чем дальше в лес, тем толще партизаны - к концу картины все вопросы с повестки дня снимаются - Дрю Годдарду удалось добиться такого результата, что зритель, покидая зал, чувствует полное удовлетворение, ему не приходится что-то додумывать, над чем-то гадать - он лишь может усмехнувшись заметить, что "заранее знал, кто останется в живых". Признаюсь, это было вполне реально - Курс Рассел... а нет, это же герой "Восьмерки", - Джеф Бриджес, до боли похожий на своего киношного "прототипа", - такой себе Мартин Брест - герой Томаса Яна - больной, страдающий от Альцгеймера, пусть даже и вор, но ловящий потоки сострадания, и было бы несправедливо, если бы такой персонаж не дожил до финала. Дакота Джонсон, Анастейша из "50 оттенков", откровенно неудачная актриса - (обладательница анти-"Оскара" - "Золотой малины" 2016-го года как худшая исполнительница главной роли) здесь полностью перезагрузила свою карьеру. И если уж Дженнифер Джейсон Ли смогла заработать номинацию на "Оскар" за роль Дейзи в "Омерзительной восьмерке", то и Джонсон имеет на то полное право, и будет обидно, если американская киноакадемия обойдет стороной столь значимую в её карьере картину. Крис Хемсворт, на образе голого торса которого строился весь промоушен, будто бы говорит всем своим видом: "You can check out any time you like , but you can never leave", однако всё не так просто и герои совсем не те, кем кажутся - они не готовы мириться с, казалось бы, отчаянным и безвыходным положением - в этом весь "Эль Рояль". И господин "лидер культа" , которым пугают в аннотации, вряд ли сможет им помешать... Надо ли упомянуть, что хронометраж немного утомляет - экшн не может тянуться вечно, как и весь этот катарсис, - зрителю приходится смириться с тем, что с этой затянутостью ничего сделать не получится. Превзошли ли режиссёрские амбиции Годдарда его возможности - вопрос. Вышло довольно элегантно и стильно. То, что началось с лёгких расистских шуточек, закончилось образцовой перестрелкой. Как и должно было быть. Картина стоит вашего внимания и ваших денег настолько, насколько стоят свеч старания его автора. Симбиотический микс Тарантино, Коэнов, Ноя Хоули, Бена Уитли и ещё Бог знает кого - это на редкость занимательно. Ранее мы рассказывали о новом творении американского режиссёра Джона Кэмерона Митчелла.

«Ничего хорошего в отеле “Эль Рояль”»: омерзительно прекрасно
© CBS MEDIA