Театральная авансцена золотой осени

"На Страстной?", – спросите вы. Это что-то новенькое, волшебное, чудесное… Разноцветным солнечным октябрём 2018 года на историческом бульваре открылась выставка-ревю – "Музыкальный театр. Истоки". Премьеры, современные постановки, бури обсуждений и аплодисменты знакомы всем заядлым театралам века нынешнего (впрочем, как и любого века). Но что же было в начале? А в начале, вьюжным декабрём 1918 года в Москве появились две студии – первая – оперная, под руководством Константина Станиславского, вторая – годом позже – музыкальная – под началом Владимира Немировича-Данченко. Вплоть до 1941 года две студии были самостоятельными творческими коллективами, о постановках которых и рассказывает выставка под открытым небом. Фото: Департамент культуры г. Москвы "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!", – первое, что приходит на ум и ложится на душу при виде замечательных эскизов декораций и костюмов опер и балетов, поставленных великими режиссёрами, композиторами, художниками. Мусоргский и Римский-Корсаков, Шостакович и Чайковский, Дешевов и Степанов. А рядом с ними – выдающаяся сценография, история художественного оформления спектаклей Исааком Рабиновичем и Борисом Матруниным, Петром Вильямсом и Мартиросом Сарьяном, Владимиром Дмитриевым и Борисом Эрдманом. Владимир Бурмейстер, Всеволод Мейерхольд и Серафима Бирман, Григорий Кигель и Иосиф Туманов жили и творили в ту эпоху индивидуальности и мастерства. Это ШКОЛА, это филигранная работа, это тщательная проработка каждого штриха, каждой детали. Пером и тушью, краской и невероятной одарённостью и влюблённостью в театр сотканы эскизы и выписаны характеры русской и мировой классической драматургии. Это шедевры учеников и выпускников ВХУТЕИНа и ВХУТЕМАСа, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, книжных иллюстраторов. Это большой ум и большая мудрость, жизненный опыт и самоотверженное погружение в мир своих героев. Фото: Департамент культуры г. Москвы Вот ироничные, страшные и смешные персонажи "Сорочинской ярмарки" (1932 год) Модеста Мусоргского и кисти Ниссона Шифрина – художника, оформившего спектакль, над постановкой которого работал великий Борис Мордвинов. Это тот самый любимый и памятный Николай Гоголь и его не менее магическая, дьявольская и чертовская круговерть знаменитого торга села Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской области. А вот и "великолепная, дражайшая Солоха" – кокетка, перед колдовскими чарами которой не устоит не только Голова, Чуб, казак Свербыгуз, но и сам чёрт! Такой она запомнится на эскизах Бориса Кноблока к балету Бориса Асафьева "Ночь перед Рождеством" (1937 год, балетмейстер – Владимир Бурмейстер). Рядом же разместились угрюмые, безлюбые, распутные образины героев оперы "Катерина Измайлова" Дмитрия Шостаковича, выписанные Владимиром Дмитриевым (1934 год, постановка Владимира-Немировича-Данченко). Тёмен и страшен мир обитателей лесковского очерка. Однако насколько одновременно ярки, притягательны и ненавистны черты быта и нравов знаменитого семейства Мценского уезда. Вот, что значит великая режиссура и великая сценография – они пробуждают в сердце смотрящего самые разные эмоции – от ненависти до сострадания, понимания и жалости, принятия и жалости. Гамма черт характера человека, в особенности русского, чрезвычайно богата, этим она интересна и заманчива режиссёрам и актёрам, художникам и сценографам, балетмейстерам и дирижёрам. Первый опыт создания такой экспозиции удался на славу. Экспозиция, развёрнутая в историческом центре столицы, созданная усилиями сотрудников Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Департамента культуры г. Москвы, Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова, Государственного Литературного музея и Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, воссоздала облик русской советской сценографии 20-40-х годов прошлого века со всей любовью и вниманием к подлинному искусству. Фото: Департамент культуры г. Москвы Пройдитесь по осеннему бульвару, вспомнив героев Михаила Шолохова и Бориса Лавренева, Проспера Мериме и Александра Пушкина, Римского-Корсакова и Бизе. Мир античности и пряный аромат восточной сказки, революционные события и гражданская война, праздные гуляки, солдаты и цыгане Испании, мир русской усадьбы распахнут двери и души перед смотрящим – имеющий глаза, да увидит, имеющий уши, да услышит. Великая музыка Пуччини и Верди, Массне и Оффенбаха, Прокофьева и Степанова, Чайковского и Крюкова будет отзываться в ваших сердцах. Это мир искусства и мир искусного творчества, полёта, это огромный труд, этоуважение, знание и внимание к каждой культуре, каждому менталитету, каждой стране, писателю, поэту, актёру, творцу. Выставка продлится до конца декабря 2018 года.

Театральная авансцена золотой осени
© Ревизор.ru