Войти в почту

Вылетел из «Гроба», сел в «Шевчуке»

В России новая игра – перебирать как четки имена великих соотечественников. Прежде уже был первый этап – когда выбирали имена, которые могли бы стать гордостью России. Одна беда – то, что для одних россиян гордость, для других – не очень. От этого скамейка запасных становится все короче и короче, а на выходе все равно остается то ли выдуманный россиянином Эйзенштейном Александр Невский, то ли россиянин Иосиф Сталин, выдуманный журналом «Огонек». То есть, на самом деле – все эти выборы имен для чего бы то ни было – дело сугубо мифологическое. К реальным персонажам никакого отношения не имеющие. Но есть и хорошие новости. Наш второй этап национальной лотереи «кто матери Раше более ценен», будучи априори манипулятивной бюрократической инициативой, порождает искренний порыв граждан – вспомнить, рассмотреть, пересмотреть и огласить список имен, которые ценны в современном российском сознании. Потому что, оказывается, для огромного количества людей важными оказываются имена и персоны, которые вовсе отсутствуют в официальном «дискурсе», извините за бранное слово. И люди предлагают называть аэропорты именами важных для данной географической точки людей. Понятно, что иногда важное для одних остается практически неведомым для других. Вон, например, Башкирия выбирает название – «Салават Юлаев» или «Мустай Карим»? Первое имя еще на слуху у многих авиапассажиров, особенно футбольных болельщиков. А про Мустая Карима все-таки придется узнавать в Википедии. Зато, как говорят авторы предложенных названий, это будет удобнее для иностранцев, чем актуальное – «Уфа». Ну, во-первых, UFO иностранцам запомнить по-любому проще, а, во вторых, кто вообще тут спрашивал каких то иностранцев – это наши российские аэропорты. А Юрия Шевчука предлагать можно? Татарстан мечется между красивыми и умными – потому что у них всего один Габдулла Тукай, а аэропортов четыре. Название «Минитимер Шаймиев» вряд ли разрешат использовать, поэтому Нижнекамск, видимо, завершит свою борьбу за новые имена великим Иваном Шишкиным. У нас мало времени, нам надо спешить тасовать колоду. И радостно, что колода становится все толще. С 22 по 28 октября предложить свое название сможет любой желающий. Голосовать можно один раз за один аэропорт. Опция «оставим все как есть» отутствует, что напоминает нам армейские будни – «товарищ капитан сказал, что меняем вывеску на клубе значит меняем». И народ старается. Логично, что поколение тридцатилетних kid-adults, которые ментально остались тринадцатилетними бунтарями с задней парты, вдруг вспомнило про Егора Летова и предлагают назвать омский аэропорт Letov. Звучит и выглядит, кстати, очень круто. Татлин с Хлебниковым были бы в восторге. Правда, рано или поздно народное творчество все равно превратит название в «ГрОб», потому что народное подсознательное чувствует слабые места в топонимике. Особенно, если она на пустом месте выстроена. Сейчас нам предлагают некие «социологические опросы», которые определяют «тройки лидеров». Потом народ выберет одного. Я бы, конечно, все аэропорты называл именами советских и российских космонавтов. Правда, не все фамилии этих прекрасных летчиков подхойдут такому нервному месту, как аэропорт, – например, Залётин или Падалка. А вот, например, аэропорт Арцебарский – отлично звучит, хоть и немного по-белогвардейски. Но это Днепропетровск. Не получится, а жаль. А пока публика развлекается и лихорадочно вспоминает, кем бы еще погордиться, у нас возникают вопросы – когда пыль уляжется, кто будет оплачивать банкет? Из каких денег? Все эти перефоформления, изменения карты, дизайн самих аэропортов? Я понимаю, что сейчас у нас строительство аэропортов переживает натуральный бум, особенно, если сравнить с периодом двадцатилетней, например, давности. Один за другим возникают совершенно модерновые строения, да так, что какой-нибудь Берлин нервно курит на краю взлетной полосы аэропорта «Бранденбург», который не могут построить уже лет девять за бешеные миллиарды евро. А будут ли новые названия регистрироваться в IATA, например, и сколько это будет стоить? А расскажите нам, кто бенефициар всей этой кампании? Ответ «русская культура» не принимается. Как мы знаем, культура отдельно, деньги – отдельно. Готовим списки компаний, фирм и руководителей. Рано или поздно это может пригодиться новому руководству прокуратуры. Будут ли эти расходы включаться в цены на обслуживание пассажиров – например в ценах не билеты? Или: есть еще одна прекрасная вещь «аэропортный сбор»? Это уже он или еще нет? Но, несмотря ни на что, аттракцион для всей страны получился знатный. И мы узнали много новых важных имен, которыми народ гордится. Это здорово. А можно Владивосток переименовать в «Мумий Тролль»?

Вылетел из «Гроба», сел в «Шевчуке»
© Деловая газета "Взгляд"