Куда ушли деньги? Стало известно, почему экотропа в Челябинске обошлась в 2 миллиона
Сегодня стало известно, как был потрачен президентский гранд на экотропу Челябинского городского бора. Информацию о расходах опубликовал Telegram-канал ClosET. Как следует из документов, четвертая часть почти двухмиллионного гранта ушла на зарплату руководителя (лидера движения «Время Че» Феликса Панова), а само благоустройство территории обошлось чуть больше чем в 300 тысяч рублей. Размер гранта, который получило «Время Че», составил 1 миллион 717 тысяч 400 рублей. Еще 470 тысяч рублей на проект добавили в рамках софинансирования. Если верить обнародованным данным, то 465 тысяч от общей суммы гранта досталось руководителю проекта. На протяжении 15 месяцев Феликс Панов получал по 31 тысяче рублей. При этом срок реализации самого проекта, согласно информации на сайте фонда президентских грантов, составлял всего 10 месяцев. Сам лидер движения «Время Че» в разговоре с «ФедералПресс» не опроверг, но и не подтвердил информацию о том, сколько он заработал. Феликс Панов признался, что опубликованная информация «похожа на то, что мы писали в заявке», и попытался убедить нашего корреспондента: другие кураторы грантов получают еще больше. Примечательно, что больше зарплаты руководителя оказались только офисные расходы. Так, на аренду нежилого помещения ежемесячно тратилось 50 тысяч рублей. На обслуживание банковского счета и бухгалтерские услуги выделялось по 4 тысячи рублей, а на расходные материалы (клей, бумага, фотографии для выставок) направлялось по 500 рублей. В итоге за 1 год и три месяца, в течение которых якобы готовилось открытие экотропы, офисные расходы составили 817 тысяч 500 рублей. Феликс Панов пояснил, что аренда нежилого помещения была просто необходима при реализации проекта: там проводились различные мероприятия, посвященные экологической тропе, в том числе пресс-конференции. Затем, командировочные расходы составили 3 тысячи рублей. Эти деньги, согласно информации в таблице, были потрачены на поездку в поселок Зюраткуль, где находится единственная в регионе экотропа. При этом собственно на строительство экологической тропы в Челябинском городском бору было потрачено чуть больше 300 тысяч рублей. 160 тысяч пошли на оплату труда рабочих (восемь человек получили по 20 тысяч рублей), а на покупку и аренду специального инвентаря и материалов (лопат, песка, молотков, информационных стендов и щитов) – 97 тысяч 900 рублей. Еще больше 100 тысяч ушло на проведение сети Wi-Fi. «Деньги нам выделяли именно на эколого-просветительскую деятельность. Возведение конструкций было лишь сопутствующей идеей. Прежде всего мы хотели информировать население о проблеме вытаптываемости троп на территории бора, сконцентрировать как можно больше людей на одном маршруте», – прокомментировал Феликс Панов. И в целом слова руководителя проекта должны объяснить следующие цифры в статьях расходов: 300 тысяч рублей на брошюры, 15 тысяч на открытие-флешмоб и еще более 100 тысяч на запуск и поддержку сайта, на котором «можно проследить все этапы реализации проекта». Само открытие объекта вызвало шквал негатива в социальных сетях. Представители движения «Время Че» заявили, что работа была проделана колоссальная: «Мы вывезли весь мусор, спилили десятки металлических заброшенных конструкций, привели в порядок беседки, изгаженные вандалами, создали целостность, оформив весь маршрут в одном стиле, установили навигационные панели». При этом челябинцев смутил черный цвет, в который были окрашены беседки и лавочки, а новые навигационные стенды жители города сравнили с могильными плитами. Как пояснил Феликс Панов, при выборе такого цвета организация опиралась на передовой опыт всего мира, консультировались с ведущими архитекторами и дизайнерами. «Это общемировая практика, использовать в оформлении городских и природных сред – черный цвет. Именно черный, не серый, и даже не зеленый. Отдыхающие в Челябинском бору должны наслаждаться видом леса, его шумом, а не желтой лавкой и синей урной», – подчеркнул представитель движения. Несмотря на такое заявление, после волны общественного возмущения «Время Че» все же перекрасило некоторые беседки и лавочки в изумрудный цвет. Еще одна важная претензия к экотропе (а точнее, реализации этого проекта) коснулась покрытия. На официальном сайте в качестве одной из главных задач проекта до сих пор значится «изготовление и установка деревянного настила». В действительности тропу просто отсыпали осадочной горной породой – дресвой. «Решение было принято совместно с ОГУ «Особо охраняемые природные территории». Для отсыпки всей экотропы мы завезли порядка 50 тонн дресвы. Этот метриал полностью экологичен и инертен, стопроцентно выполняет свою задачу по предотвращению вытаптывания почвы и прикрытию корней деревьев», – подчеркнул Феликс Панов. В разговоре с «ФедералПресс» он несколько раз повторил, что сильно удивился, столкнувшись с такой, по его мнению, необоснованно негативной реакцией со стороны некоторых горожан. Руководитель движения признался, что предпочел бы выслушивать конструктивную критику. Фото:vk.com/vremya_chel