Войти в почту

Агентства «РоссТура»: помогать нельзя отказать

Готов ли турбизнес к цеховой солидарности? «История с «РоссТуром» в очередной раз показала – на туррынке отсутствуют механизм консолидации и практика взаимопомощи», – с такой оценкой ситуации вокруг проблемной компании выступил в группе «Трэвел Президиум» на Фейсбуке гендиректор «Пантеона» Анатолий Гаркушин. Он призвал коллег-туроператоров поддержать пострадавшие турагентства. Например, дать им на определенный период особые условия бронирования путевок. Цель – продемонстрировать лояльность рознице и хоть как-то сгладить новый удар по имиджу туротрасли. Готовы ли партнеры проявить солидарность? Где, по их мнению, нужно поставить запятую в предложении, вынесенном в заголовок? А мы чем хуже? Пост Анатолия Гаркушина собрал несколько десятков откликов. Желающих поддержать инициативу среди комментаторов пока не обнаружилось, зато проявили себя критики. «Почему преференции для тех, кто не хотел работать «вбелую», погнался за большими процентами, не заключал прямых договоров с туроператорами? Чем такие турагентства лучше многих из нас?» – задается вопросом Светлана Обоянская. «С какой стати им теперь преференции? Мы довольствуемся своими 7 %, отслеживаем платежи, ведем личные кабинеты и т. д. А им попу свою лень было поднять, а денег хочется. Вляпались за стремление к халяве – пусть теперь сами и расхлёбывают», – вторит коллеге Юлия Раджабова. Пожалуй, единственный из высказавшихся под постом представителей туррозницы, кто поддержал, и то – с оговорками, призыв к туроператорам дать преференции пострадавшим от «РоссТура» агентствам, – Владимир Конев. Он считает, что это допустимо в отношении тех, кто перешел на прямое сотрудничество с туроператорами и оплачивает заявки по безналу. Но только в виде исключения: «Иначе привыкнут, что их жалеют и оберегают». Это бизнес Топ-менеджеров туроператоров онлайн-журнал HotLine.travel опросил дополнительно. И, как выяснилось, большинство из них – сторонники жесткого бизнес-подхода в ситуации с «РоссТуром». «Лучшее проявление цеховой солидарности в данном случае – разъяснить всему рынку, что работать нужно в рамках закона, «вбелую», и тщательно просчитывать собственные бизнес-риски», – поделилась своей позицией гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Не склонны к сантиментам и в «Библио-Глобусе»: «Вина лежит на самих агентствах, которые погнались за лишней копейкой, предпочтя непрямое сотрудничество с туроператорами. Если теперь оказать им помощь – это создаст ненужный прецедент, станет соблазном вести рискованную политику и для других участников розничного рынка». Коммерческий директор TEZ Tour Александр Буртин допускает лишь точечное содействие со стороны туроператоров отдельным компаниям, например, тем, у кого пострадало особенно много туристов. При этом нужно предварительное детальное изучение всех обстоятельств. И если помогать, то только на возмездной основе, – скидки или бонусы должны быть возвращены в течение определенного времени при очередных бронированиях. А руководитель «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди высказался за коллективное обсуждение проблемы пулом заинтересованных туроператоров. «Как-то помочь агентствам – это, наверно, правильно, но слишком много «но», требующих прояснения. Например, как объяснить постоянным розничным партнерам – почему даны преференции компаниям, вообще работавшим с нами от случая к случаю и через посредника?» – поясняет он. Очищение естественным путем Бескомпромиссную позицию большинства поставщиков туруслуг понять можно. Однако ведь есть и другая сторона медали, отмечают наблюдатели. В более благополучные времена туроператоров абсолютно устраивала схема работы с мелкими агентствами через консолидаторов платежей. Исторически такие структуры получали выгодные условия комиссионного вознаграждения как минимум потому, что выполняли функцию «одного окна», снимали головную боль по объединению мелких, начинающих турагентов, создавали для них более или менее технологичные площадки, обучали, отсеивали, выращивали… Туроператоры эту работу всегда ценили, как и особые условия взаиморасчетов, сейчас же впервые комментируют роль посредника жестко, возлагая вину на него самого и доверившихся ему агентов. Это симптоматично и подталкивает к определенным выводам. Первый: приоритеты и ценности туроператорского рынка изменились. Крупные поставщики туруслуг укрепят политику доминирования над розницей, продолжат бесстрастно срезать тех, от кого исходит угроза их благополучию. Высока вероятность того, что в среднесрочной перспективе туроператоры станут и дальше подчищать неблагонадежных контрагентов, особенно в периоды, когда им самим нужна денежная масса, – на старте и исходе сезонов. Параллельно компании будут укреплять собственные франчайзинговые каналы, отбирая для них самых эффективных партнеров. Второй вывод: сводя роль «РоссТура» к опасному для агентств посредничеству, туроператоры косвенно наносят удар по всем центрам бронирования. Эти структуры проходят разный путь развития, и стричь всех под одну гребенку – как минимум несправедливо. Тем не менее консолидаторам розницы, пропускающим платежи через себя, предстоит пройти новый виток борьбы за место на рынке, создавая дополнительные ценности и находя для субагентов убедительные аргументы собственной надежности. Ну и наконец, третий вывод. Розница может уповать на помощь и понимание каких-либо вышестоящих структур. Но позиция властей полностью совпадает с процитированным в этой статье мнением крупных туроператоров. Пока рынок непрозрачен, пока в действиях его участников в периоды дефолтов прослеживаются признаки мошенничества, то и курс «партии и правительства» будет направлен исключительно на естественное очищение отрасли от порочных бизнесов. Этим объясняется вялая реакция Ростуризма и Минэкономразвития на драматические события для розничного бизнеса в октябре этого года. Дополнительно срабатывает фактор «все улетели». В отличие от туроператоров «сбитый лётчик» из рядов розницы не имеет таких отягощений, как туристы, сидящие в аэропортах или не заселённые в отели прямо по прибытии на место отдыха. Отсюда – хайп краткосрочный, федеральные СМИ быстро пресыщаются такими темами, а значит, и проблема в понимании чиновников не особенно заслуживает внимания.

Агентства «РоссТура»: помогать нельзя отказать
© HotLine.travel
HotLine.travel: главные новости