Открыт источник, являющийся «близнецом» гравитационно-волнового события

16 октября 2017 г. международная группа астрономов и физиков сообщила о первом случае совместного обнаружения света и гравитационных волн, идущих со стороны одного и того же источника – события слияния двух нейтронных звезд. Теперь другая команда исследователей обнаружила источник, который можно назвать «близким родственником» этого гравитационно-волнового события. Вновь обнаруженный источник, получивший название GRB150101B, представляет собой гамма-всплеск, локализованный в 2015 г. при помощи обсерватории НАСА Swift («Свифт»). Дополнительные наблюдения, проведенные при помощи космической рентгеновской обсерватории НАСА Chandra («Чандра»), космического телескопа Hubble («Хаббл») и телескопа Discovery Channel Telescope (DCT), указывают на то, что источник GRB150101B демонстрирует глубокое сходство с этим событием слияния нейтронных звезд, получившим название GW170817и наблюдаемым при помощи обсерватории Laser Interferometer Gravitational-wave Observatory (LIGO) и других телескопов в 2017 г. «Это большой шаг вперед – обнаружить два объекта одинакового класса вместо одного, - сказала главный автор нового исследования Элеонора Троя (Eleonora Troja) с кафедры астрономии Мэрилендского унивверситета, США. – Наше открытие говорит нам о том, что такие события как GW170817 и GRB150101B могут представлять собой целый новый класс извергающихся астрономических объектов, которые то наблюдаются, то пропадают – и на самом деле могут быть распространены гораздо более широко, чем мы думаем». Троя и ее коллеги считают, чтоб оба события, как GRB150101B, так и GW170817, представляют собой слияния нейтронных звезд. В результате этих слияний формируются узкие джеты высокоэнергетических частиц, которые в случае обоих этих событий не были направлены в сторону Земли – что отличает их от большинства других гамма-всплесков. Наблюдения показали поразительное сходство между двумя этими вспышками: и в том, и в другом случае были сформированы необычно тусклые и короткие гамма-всплески, и оба события стали источниками яркого голубого света и продолжительного рентгеновского излучения. Родительские галактики обоих событий также носят удивительное сходство, как показали наблюдения, проведенные при помощи космического телескопа Hubble и телескопа Discovery. Обе галактики являются эллиптическими галактиками, популяция звезд которых имеет возраст порядка нескольких миллиардов лет и не демонстрирует заметного звездообразования. Основное отличие между двумя гамма-всплесками состоит в том, что событие GW170817 произошло относительно близко к нам, на расстоянии примерно 130 миллионов световых лет от Земли, в то время как источник GRB150101B лежит на расстоянии не менее 1,7 миллиарда световых лет от нашей планеты, рассказали авторы. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Открыт источник, являющийся «близнецом» гравитационно-волнового события