Сбербанк вошел в число мировых лидеров по обслуживанию карт

Сбербанк занял 6-е место в мире по числу принятых платежей по банковским картам в торговых точках, следует из рэнкинга 150 крупнейших эквайеров мира, составленного The Nilson Report – организацией, исследующей платежную индустрию. По ее данным, в 2017 г. Сбербанк обработал 9 млрд платежей (учитывались операции в офлайн- и онлайн-магазинах, а также покупки через приложения). В это число не входят транзакции в банкоматах и в «Сбербанк онлайне», подчеркивает представитель банка, учитывались операции, совершенные на территории конкретной страны, для Сбербанка это Россия. В первой пятерке три глобальные эквайринговые компании (их результат учитывал операции по всему миру). Из банков впереди Сбербанка лишь два американских гиганта – JPMorgan Chase (21,8 млрд) и Bank of America. В прошлом году в России, по данным ЦБ, в магазинах было совершено 17,9 млрд операций по картам на 16 трлн руб. Таким образом, по количеству операций Сбербанк занимает 50% рынка приема карточных платежей (эквайринга). На 1 октября Сбербанк установил 1,7 млн терминалов для приема карт, а в интернете он обслуживает более 50 000 торговцев, заявляет банк. Сбербанк уже довольно давно входит в число глобальных лидеров, рассказывает партнер Bain & Company Егор Григоренко. В России сложилась нетипичная ситуация, когда один игрок имеет долю в 50% на довольно крупном рынке, объясняет он. Сбербанк лидирует и по количеству выпущенных карт, указывает предправления НП «Национальный платежный совет» Алма Обаева, здесь его доля тоже примерно 50% – такое сочетание позволяет ему устанавливать невысокие тарифы для торговых точек за прием карт. Из этих средств банк, обслуживающий магазин, платит определенный процент от суммы операции банку, выпустившему карту, – таковы правила платежных систем. Во многих случаях выходит так, что эту комиссию Сбербанк платит сам себе, объясняет она. Григоренко видит у России большой потенциал роста безналичных платежей. Услуги по приему платежей – малоприбыльный бизнес, говорит Григоренко, однако Сбербанк все же не единственный игрок. Кроме него в рэнкинг The Nilson Report вошло еще пять российских банков: ВТБ, Газпромбанк, «Русский стандарт». Промсвязьбанк и Альфа-банк. За 2017 г. эквайринговая сеть ВТБ обработала более 1,28 млрд операций – на 46% больше, чем годом ранее, говорит его представитель. Он связывает это со значительным ростом интернет-эквайринга, увеличением доли малого и среднего бизнеса в портфеле банка, а также с общей тенденцией к увеличению безналичных платежей, в том числе совершенных с помощью телефона (Apple Pay, Samsung Рay, Android Pay). Россия вышла на 1-е место в мире по количеству таких операций, рассказывала гендиректор Visa в России Екатерина Петелина. Альфа-банк в прошлом году принял 122 млн платежей, указывает директор процессингового центра Сергей Брынин, рост по сравнению с 2016 г. – на 49%. Люди все чаще пользуются картами, их принимает все больше точек, у банка растет число клиентов, перечисляет Брынин. Представитель «Русского стандарта» данные по количеству обработанных операций не раскрывает, но говорит о 10%-ном росте по сравнению с 2016 г. Через сеть эквайринга Промсвязьбанка в 2017 г. прошло 153 млн операций, прирост составил около 35%, указывает директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Александр Петров. По его словам, три четверти прироста обеспечили транзакции в интернете. В целом у Сбербанка большая региональная сеть, нужно брать во внимание и прием интернет-платежей (Сбербанк обслуживает крупнейший агрегатор в рунете – «Яндекс.Кассу», в которой у него доля в 75%. – «Ведомости»), подчеркивает Обаева.-

Сбербанк вошел в число мировых лидеров по обслуживанию карт
© Ведомости