Столичный рынок товаров широкого потребления показал рост продаж
Столичный рынок товаров широкого потребления во втором квартале текущего года показал рост продаж на 6,8 процента. С чем связана эта тенденция, выяснила корреспондент «ВМ». Рынок FMCG (аббревиатура от термина американских маркетологов Fast moving consumer goods) в России носит более понятное населению название — «товары повседневного потребления». Среди основных его характеристик — высокий оборот продукции, относительно низкий уровень чистой прибыли, существенный уровень спроса и простота заменяемости. — Спрос на товары широкого потребления глобально зависит от двух факторов, — рассказал «ВМ» управляющий партнер крупной маркетинговой компании Андрей Стась. — Первый — динамика располагаемых доходов населения. И в этом году доходы впервые за последние несколько лет показали явный рост. Второй — потребительские ожидания, уверенность населения в завтрашнем дне. Рост продаж, по мнению специалистов, отмечается практически во всех индустриях. Так, табак показывает динамику продаж в 7,5 процента, молочная продукция — 2 процента, средства ухода — 2,5 процента. Наибольшая динамика — за крепкой алкогольной продукцией: больше 13 процентов. А вот на втором и третьем местах, как ни странно, находятся корма для животных (больше 11 процентов) и мороженое (больше 10 процентов). В минус ушли соусы и средства по уходу за ребенком. — Все-таки 6,8 процента — это лишь одна из цифр, не характеризующая рынок в целом, — считает Андрей Стась. — Динамика среднего чека на продукты питания, например, наоборот показывает постоянное снижение. Люди не стали меньше есть. Просто потребитель выбирает более дешевые товары. Кроме того, тенденцию можно объяснить и курсом рубля, особенно в случае с бытовой химией. Если раньше стиральный порошок стоил 100 рублей, а теперь— 109, то понятно, что показатель будет выше. По данным специалистов, продовольственный ретейл продолжает развиваться за счет продаж в супермаркетах, гипермаркетах, магазинах шаговой доступности. Во втором квартале года показатели этого сегмента увеличились на 7,8 процента. Одновременно с этим традиционная торговля «через прилавок» стабильно сдает позиции: до минус 5,2 процента за тот же период. — Ретейлеры с сетевыми признаками имеют большую популярность уже не первый год, — утверждает член Гильдии маркетологов России Сергей Краснов. — Их ценовые предложения более выгодны. Плюс сказывается минимальная затрата времени: водном гипермаркете можно купить все. К тому же около пяти лет назад произошла сегментация ретейлеров по доходам потребителя. Магазины прямой розницы этого себе позволить не могут. Среди производителей товаров широкого потребления наиболее успешным стал сегмент игроков «топ-1–5» — пятерки наиболее крупных компаний, отвечающих почти за 20 процентов роста всего рынка в денежном выражении. Причины такой положительной динамики — возможность частого выпуска новинок и предоставление покупателям более выгодной цены. Любопытно, что по словам экспертов, привлекательные акции от известных торговых марок более привлекательны для потребителей, чем изначально более низкая стоимость продуктов мелких брендов. — Общий всплеск на рынке товаров широкого потребления обусловлен возвращением потребителей из отпусков, — считает Краснов. — Им необходимы одежда, косметика, продукты питания. Всегда наблюдается скачок в период сборов ребенка в школу. Следующий скачок активности ожидаем перед праздниками. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Андрей Арно, маркетолог, бизнес-тренер, директор собственной школы бизнеса: — Сыграл фактор сезонности. Осенью наблюдается пик продаж определенных ассортиментных групп в рамках подготовки к зимнему сезону. Кроме того, есть такой момент, как срок жизни товара. Особенно это касается одежды или бытовой техники. Людям необходимы обновления. КСТАТИ Чемпионат мира по футболу — 2018 породил относительно новую тенденцию на рынке товаров широкого потребления: рост спроса на пиво, мороженое и энергетические напитки. Скачок спроса именно на эти категории отмечается и в связи с жарким летом.