Курсанту вручили орден Мужества за смелость и решительность
- Так как я летел без опущенного светофильтра, то перья попали мне в лицо. Поморгал, протер глаза и сразу обратил внимание, как работает двигатель - обороты стремительно падали. Поначалу хотел развернуть самолет на посадочную полосу, но тут понял, что не дотяну. Группа руководства полетами на земле спрашивала обстановку, и команду катапультироваться из-за помех радиосвязи я уже не расслышал, - рассказывает Михаил Еманов. В минувшую пятницу в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков имени Серова состоялась торжественная церемония награждения орденом Мужества курсанта 5-го курса Михаила Еманова. Высокая государственная награда присуждена ему указом президента за героический поступок - пилот сумел после столкновения с птицей увести учебный самолет от населенного пункта и экстренно посадить в поле. Награждение провел статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ Николай Панков. В торжественном мероприятии на плацу приняли участие начальник ГУ кадров Министерства обороны РФ Виктор Горемыкин, командующий войсками Южного военного округа Александр Дворников, преподаватели училища и курсанты. - Хочу вспомнить широко известные слова: "В жизни всегда есть место подвигу". И сегодня мы собрались, чтобы чествовать человека, чья готовность рисковать своей жизнью во имя жизней других людей вызывает искреннее уважение. Это сержант Михаил Еманов. Министр обороны Сергей Шойгу отметил, что Михаил начал свой боевой путь с опережением - смог применить знания и навыки в чрезвычайно сложной ситуации, тем самым подтвердив, что наши военнослужащие способны выполнять поставленные перед ними задачи. Хочу выразить слова благодарности за воспитание настоящего патриота родителям Михаила Людмиле Игоревне и Николаю Владимировичу, которого, к сожалению, сегодня с нами нет. Благодарю командование, преподавательский состав, весь коллектив училища за большой вклад в подготовке кадров, - сказал во время вручения ордена статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ Николай Панков. ....Ясное небо, безветренно, хорошая видимость. Сержант Михаил Еманов пилотировал Л-39 ("Альбатрос") - небольшой учебный самолет, на котором совершают свои первые полеты будущие экипажи истребителей и штурмовиков: отрабатывают элементарные боевые навыки, связанные с перехватом воздушных целей. Юноша готовился уже к третьей заправке, чтобы подняться в небо и отработать сложный пилотаж. Когда сын мне сообщил о случившемся, я ничего не поняла, думала, просто посадил самолет, - признается мама Как вспоминает курсант, в тот момент он не на шутку испугался, но затем быстро взял себя в руки. Вблизи находились хутор Косинов и газонаполнительная станция - был риск, что оставленная машина рухнет на крыши домов. Спокойно, без паники, Михаил перевел самолет на снижение. Впереди расстилалось заросшее поле с цепочкой линий электропередачи. Самолет аккуратно нырнул под провода и замер на земле. Правда, выпустить шасси так и не удалось. Но курсант успешно совершил посадку (при полном баке топлива), после чего оперативно доложил обстановку руководству. Кстати, свой поступок Михаил героическим не считает: сделал то, что сделал, каждый бы так поступил на его месте. - Героизм начинается там, где кончается профессионализм. Это просто работа, - уверен парень. - Решение не катапультироваться принял сознательно, в то же время я был готов покинуть самолет в самый последний момент. Когда сел, почувствовал, как гора с плеч упала. После происшествия Михаил сразу позвонил родным в Армавир, чтобы те не тревожились. Из его лаконичного, без лишних подробностей рассказа мама и жена поняли одно: была жесткая посадка. Все предстало в истинном свете, как только весть о подвиге молниеносно разлетелась по федеральным каналам. - Когда сын мне сообщил о случившемся, я ничего не поняла, думала, просто посадил самолет, - признается мама Михаила Людмила Игоревна. - Но вечером новостями запестрил интернет, и мне стало плохо. Смотрела его по телевизору, и слезы накатывались. Благодаря профессиональным действиям летчика самолет не получил значительных повреждений, и после ремонта его снова ввели в строй. - Командир полка его облетал, и я садился в этот самолет после того случая. Любимых бортов не бывает, но этот, наверно, исключение: теперь он мне не безразличен, - добавляет Михаил. Сейчас курсанту 27 лет. На выбор военной профессии повлияли примеры в семье - родной брат мамы, Сергей Балуев, окончил училище в Борисоглебске, летал на штурмовиках, еще один дядя, Александр Горшков, - тоже военный пилот. Их рассказы о небе зажгли в сердце подростка мечту. И путь к ней был непростым. Две неудачные попытки поступления, на третью Михаил был зачислен в дополнительные списки училища... и снова промах. Только в 2014 году после военной службы в зенитно-ракетном полку Таманской мотострелковой дивизии он успешно сдал все экзамены и был определен на специальность летчика истребительной авиации. Кстати За несколько недель до вручения ордена Мужества Михаила отметили именной наградой на Всеармейском фестивале "Армия России-2018". И он очень гордится тем, что награду ему вручил лично министр обороны России Сергей Шойгу. Досье "РГ" 9 июня 2016 года в Пушкинском районе Московской области на землю рухнул истребитель Су-27 пилотажной группы "Русские витязи". Летчик 34-летний гвардии майор Сергей Еременко сумел отвести неисправный самолет от жилых домов, но у него не осталось времени на катапультирование. Офицер погиб. 23 сентября 2013 года в Каневском районе Краснодарского края при выполнении учебно-тренировочного полета разбился штурмовик Су-25. Летчик потерял управление самолетом в 49 километрах от военного аэродрома Приморско-Ахтарск. Тем не менее 32-летний капитан Алексей Назаров увел машину на пять километров от станицы Стародеревянской и погиб при попытке посадить самолет на кукурузное поле. 21 июня 2000 года командир военно-транспортного самолета Ил-76 Андрей Зеленко сумел предотвратить страшную катастрофу. Благодаря его мастерству 210 призывников из Дагестана, 11 офицеров и 11 членов экипажа остались живы. Когда на самолете Зеленко возник пожар, отказали гидросистема, управление механизацией и не вышло шасси, пилот смог посадить горящую машину и эвакуировать оттуда всех людей. За проявленное мужество ему присвоили звание Героя Российской Федерации. 7 февраля 1992 года начальник Липецкого центра боевой подготовки и переучивания летного состава ВВС генерал-майор авиации Суламбек Осканов, управлявший истребителем МиГ-29 в сложных метеоусловиях, столкнулся с отказом бортового авиагоризонта. Выйдя из облаков, Осканов увидел внизу поселок Хворостянка и сделал все возможное, чтобы самолет не рухнул на населенный пункт. Спастись пилоту не удалось. Генерал Осканов стал первым гражданином РФ, удостоенным Золотой Звезды Героя России. Подготовил Юрий Гаврилов