Музейщики из стран СНГ поедут на стажировку в Петербург
Страны СНГ будут активнее обмениваться выставками, театральными гастролями. А ещё они будут помогать работникам культуры вырасти профессионально. Это стало главными темами на Совете по культурному сотрудничеству СНГ — органа, который координирует совместную работу министерств культуры всех стран Содружества. Культура — движущая сила «Без культуры никакие мосты между людьми не могут выстраиваться, — обрисовала важность совместной работы статс-секретарь российского Минкульта Алла Манилова. — Культура не может разъединять, она может только объединять». Площадкой для встречи, прошедшей 12 октября, российская сторона выбрала Таврический дворец в Санкт-Петербурге, где размещается штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи СНГ. Так что министры смогли заодно посмотреть, в каких условиях трудятся представители парламентов их стран. «Этот год объявлен в СНГ Годом культуры, — напомнил Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Юрий Осипов. — Культура приобретает всё более комплексный и системный характер, а её роль в обществе возрастает. Значение этого понятия выходит за рамки искусства и культурно-просветительской деятельности: культура становится в странах СНГ определённым мерилом политического, экономического и общественного развития. Величие любого государства определяется не столько размером территории, богатством природных ресурсов, объёмом производства или мощью вооружённых сил, сколько уровнем культуры, образования и творческой активности населения. Культура утвердила себя в качестве движущей силы общественного развития». Для зрителя Алла Манилова рассказала коллегам из стран Содружества, что делается в России для развития культуры, причём она намеренно сделала акцент на молодёжи: прошедший в мае Молодёжный культурный форум СНГ в Туле показал, что, устраивая его, организаторы попали точно в цель. «Молодёжь не заставишь приехать и с горящими глазами участвовать, — значит, мы нашли верную форму. И мы поняли, что на этом нельзя останавливаться», — объяснила она. В России выделяется финансирование на строительство детских клубов, поездки детей по всей стране, поддержку детских театров в малых городах с населением до 300 тысяч человек. «Благодаря этому появилось 250 новых постановок, — сообщила Алла Манилова. — Вы отлично понимаете, что означает такая цифра. Деньги идут на спектакли, покупку новых кресел, оборудования». Театральная практика показывает, что главное — художественный уровень, и это одинаково важно и в эксперименте, и в классике. Статс-секретарь Минкульта поделилась с коллегами опытом привлечения людей в театры: в России перешли к побилетному финансированию — чем больше наполняется зал, тем мощнее государственная поддержка конкретного театра. «Оценка творчества всегда субъективная, — пояснила Манилова. — Мы не можем говорить, что один спектакль хороший, другой плохой, один полезный, другой вредный. В России цензура запрещена в культуре, точно так же, как и в СМИ. Творцы свободны! Мы говорим театрам: мы оцениваем вашу деятельность по тому, насколько вы интересны зрителю, насколько вы популярны. Если зал пустой, значит, что-то не так с репертуарной политикой, менеджментом. Театр всегда обращается к публике, он не может обращаться к пустому залу, объясняя это тем, что занимается высоким искусством. Театральная практика показывает, что главное — художественный уровень, и это одинаково важно и в эксперименте, и в классике». При этом театры заполняют залы не только в своих городах. Государство стало поддерживать гастроли, причём не только федеральных театров в регионы, но и «горизонтальный обмен». «Происходит постоянное броуновское движение театров по стране, — не без гордости сказала Алла Манилова. — Например, театр из Иркутска едет в Чечню, из Чечни — в какой-то другой регион». Тяга к культуре Аналогичная ситуация и с музеями, которые последние два года переживают настоящий бум популярности. Началось всё с выставки Серова в Третьяковской галерее, на которую вдруг выросли гигантские очереди. «Бренд Третьяковки старый, а культ появился новый, — обрисовала новую тенденцию Манилова. — Мы видим во всех музеях рост посещаемости. И этот феномен ещё подлежит осмыслению: что такое мы сделали, что у граждан появился такой интерес к культурному наследию?» Теперь главным показателем эффективности работы музея, как и в театрах, стало количество проданных билетов: «Тяга к культуре проявляется не в социологических опросах, а в очередях перед музеями!» — воскликнула статс-секретарь. Самым популярным музеем страны, то есть продавшим больше всего билетов, второй год подряд называют Петергоф — в прошлом году его посетили 5,2 миллиона человек. Секрет успеха музеев слегка приоткрыл директор Российского этнографического музея Владимир Грусман. Он рассказал, что на базе вверенного ему учреждения культуры постоянно проходят стажировки музейных работников из всех регионов России. И Алла Манилова тут же предложила расширить географию стажёров. «Мы предлагаем присылать к нам на стажировку ваших музейщиков, — обратилась она к коллегам из стран СНГ. — В первую очередь я имею в виду молодых работников. Я уверена, что тема этнографии и сотрудничество музеев должны стать фундаментом для культурного сотрудничества. Мир устал от глобализации и фаст-фуда как в еде, так и в культуре. Во всём мире нарастает тенденция, когда люди тянутся к настоящему, самобытному, что можно попробовать только здесь. А наш Этнографический музей имеет огромную, самую большую в Европе коллекцию, связанную с жизнью всех народов, живущих на пространстве СНГ». Россия берёт на себя обязательства принять стажёров, обеспечить их пребывание в Петербурге, обучение, культурные впечатления. Единственное, на что придётся потратиться правительствам стран Содружества — это на перелёт своих музейных работников в Петербург: российское законодательство не позволяет тратить бюджетные деньги на оплату дороги для иностранных граждан. «Но незабываемое пребывание в Петербурге мы обеспечим, деньги мы на это обязательно выделим», — пообещала Манилова.