Дайте подрасти! Что мешает и помогает малому и среднему бизнесу?
Мало кто будет спорить с тем, что у малого и среднего бизнеса в стране огромный потенциал - президент России Владимир Путин заявил о необходимости довести долю малого бизнеса в экономике страны к 2025 году до 40%. Как же помогают предпринимателям в этой сфере, и что им мешает? Совещание или сходка? В Челябинской области уже четыре года действует региональный Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции». За это время он рассмотрел 12 дел – 80% из них связаны с уголовным преследованием предпринимателей. Остальные - с несовершенством законодательства. В половине случаев вопросы удалось решить в пользу предпринимателей. На самом деле жалоб от предпринимателей поступает, конечно, гораздо больше – только за прошлый год их поступило свыше 500. «Обращение в Центр – это крайняя, экстраординарная мера, поэтому количество дел, рассматриваемое с помощью этого механизма не столь большое, - пояснил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров. – Как правило, это резонансные дела, по которым не так просто найти однозначное решение. Это очень эффективный инструмент защиты бизнеса, поскольку даёт возможность рассматривать дела с признаками коррупционной составляющей. А главное, заключения и обращения Центра принимают во внимание органы прокуратуры, следствия и суды». Как выяснилось, нередко предприниматели жалуются на то, что в конфликте двух бизнесменов госорганы вступаются за одну из сторон. Или же случаи, когда спор хозяйственный, а ему придают статус уголовного. Встречаются и вовсе абсурдные примеры, когда юридическое лицо объявляли преступной группировкой – тогда и совещание можно назвать сходкой. Тем не менее, этот сектор экономики развивается – его доля в ВРП Южного Урала уже превысила 30%. «Сильные стороны малого и среднего бизнеса – это мобильность, способность встраиваться в новые реалии, - говорит директор Центра Евгений Ковалёв. – Но мешает таким предприятиям развиваться то, что крупный бизнес предпочитает работать с себе подобными. Кроме того, есть чисто законодательные ограничения, если речь идёт об участии в госзакупках. Не всегда могут малые предприятия и «прогнуться» по цене. Ещё одна проблема – нехватка ресурсов для переоснащения. В результате в части технологичности малый и средний бизнес отстаёт от крупного». Слишком уж закрытые Малый и средний бизнес иногда сталкивается и со специфическими проблемами – к примеру, если находится в закрытых городах. Здесь труднее найти рынок сбыта, привлечь инвестиции, а так как действует ограничение на въезд, ликвидность жилья и, соответственно, залоговая стоимость недвижимости низкая. Как сообщил член регионального отделения «ОПОРы России» Александр Кошкарёв, банки направляют достаточно интересные предложения, но в конце идёт сноска: «За исключением территории ЗАТО». «Почему бизнес в закрытых городах подвергается дискриминации? – возмущается Александр Кошкарёв. - Нам очень трудно развиваться без нормального финансирования, при этом недвижимость в ЗАТО в качестве залога банки не рассматривают!» В качестве одного из вариантов решения вопроса могло бы стать изменение закона о ЗАТО – эту возможность сейчас рассматривают в аппарате бизнес-омбудсмена. Другая проблема у предприятия «Промстройкабель», которое производит комплектующие для стиральных машин – в том числе, и зарубежных. «Мы не можем сертифицировать свою продукцию на территории ЗАТО, - пожаловался директор предприятия Андрей Мурашов. – Специалисты из иностранных компаний не могут к нам приехать. А ведь сертификация означает возможность расширить рынки сбыта и нарастить производство. Как выяснилось, позднее компании удалось получить помощь в оформлении сертификации от Фонда развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области». Из школьников в бизнесмены Помимо бизнес-омбудсмена и Центра «Бизнес против коррупции», в области есть и другие возможности для поддержки индивидуального предпринимательства. В их числе и вышеупомянутый Фонд. Уже почти два года в регионе развивается проект «Территория бизнеса», который работает по принципу «единого окна». По словам директора Фонда Артура Юсупова, среди участников проекта есть даже школьники и пенсионеры. Здесь, прежде всего, помогают правильно просчитать свои действия – как показывает практика, именно с составлением бизнес-плана у новичков больше всего проблем. Так один из посетителей школы, шеф-повар, пришёл с бизнес-планом, который требовал 4 миллиона рублей вложений. Но оказалось, что проект требует не менее 6,5 миллионов рублей. Сумма вложений выросла, но зато в итоге проект состоялся. Всего «Территория бизнеса» предоставляет 300 услуг. Достаточно ввести свой ИНН на сайте, и система предложит программы, которые подойдут вашему бизнесу. Есть образовательные программы – «Азбука предпринимателя» для новичков и «Школа предпринимательства» для тех, кто уже в бизнесе. Кроме того, тут можно получить микро-кредиты для своего дела. Есть и более инновационные способы развивать свой бизнес – это механизмы, о которых наши предприниматели пока слабо осведомлены. Специалисты говорят, что большое будущее, например, у платформы boomstarter – под конкретную идею собирают деньги, а потом делятся доходами с теми, кто вложил средства. Другой вариант – так называемые маркеты и разнообразные ярмарки. Они проходят в разных городах – Челябинске, Екатеринбурге, Казани, Санкт-Петербурге, Москве. Предпринимателям полезно посещать разные маркеты, не ограничиваться только своим регионом, чтобы найти новых партнёров, договориться о скидках, долговременном сотрудничестве, узнать о новых технологиях. Так что малому и среднему бизнесу подрасти можно – не исключено, что в будущем появятся в России небольшие предприятия с вековой историей. Как, например, в Японии, где одна семья управляет гостиницей уже 700 лет. Комментарий Сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Челябинской области Артём Артемьев: «Многое уже сделано – например, созданы предельно удобные условия для самозанятых. Но теперь нужно вывести эту категорию из тени. Кроме того, удалось добиться того, чтобы компенсации на свои банковские вклады могли получать не только физические лица, но и предприниматели. Сумма компенсации такая же. Но мешает развиваться малому и среднему бизнесу низкая покупательная способность населения, его высокая закредитованность. А ведь бизнес работает, прежде всего, на внутреннего потребителя. Есть всё ещё вопросы к регулированию – считаю, что излишние нормы надо убрать, продолжать работу над упрощением системы ведения бизнеса. И, конечно, необходимо удешевлять кредиты, снижать финансовые риски». Это интересно Среди южноуральских представителей малого и среднего бизнеса немало тех, кто реализует необычные идеи. Челябинец Виталий Обрываев стал победителем реалити-шоу для начинающих предпринимателей. В своё время он поменял много профессий, был даже грузчиком, а в итоге стал варить имбирный эль – напиток, полезный для иммунитета и даже рекомендованный беременным женщинам для избавления от токсикоза. Главный приз шоу, 3 миллиона рублей, бизнесмен потратил на развитие производства. Главной проблемой он считает выход в крупные магазины – в одной из сетей с него потребовали 100 тысяч рублей за бутылку на полке. Фермер из Верхнеуральского района Александр Гладилов сдаёт коров в аренду горожанам на срок до 5-7 лет. Можно выбирать, какие именно продукты вы хотите получать – это не только молоко, но и творог, сметана, сыр. Продукты не только экологически чистые, но и в 3 раза дешевле, чем в магазине. Фермер планирует устанавливать так называемые термобоксы, где несколько покупателей могут забирать свои продукты. Также есть идеи по поставкам мяса птицы.