Войти в почту

Изгнанник и живописец

Низкое небо и грозовые тучи, деревянные избы и летние стога сена, сумерки и заснеженные деревни – картины Исаака Левитана мгновенно всплывают в нашей памяти, ибо помним мы их с самого раннего детства. То есть Россия – её разбегающиеся пространства, возвышенности и холмы, мещёрские низменности и волжские просторы, тихие обители и лесные озёра. Безмятежная и щемящая красота русской природы щедро представлена на выставке – около 30 полотен из собраний Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Плёса, Астрахани, Тулы, Саратова, Иерусалима, частных коллекций разместились в небольшом зале музея. Фото: пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности Выставка-размышление, выставка-уединение, приглашающая остановиться и подумать. Разное встречается в нашей жизни, есть в ней и радости, но случаются и несчастья, и горести, а нередко и одиночество – нам спутник. Нас оставляют и бросают, от нас уходят и нас предают, мы ищем свой дом и свой кров, своё место и покой. Исааку Левитану, гонимому по причине происхождения, как никому была знакома пронзительность брошенности, оставленности. Мир бедности и нищеты, тусклого отсвета синагог и отдалённых западных местечек Российской империи сопровождал детство мальчика. Но в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у него были чудесные педагоги – Василий Поленов, Алексей Саврасов, Василий Перов. Они помогли юному художнику передать непревзойдённую красоту русского пейзажа, осмыслить многовековую, непреходящую русскую тоску и тяжкую долю русского человека. Вот она – Владимирка: Вижу торную дорогу Сажень в тридцать ширины, Травки нет на той дороге Нескончаемой длины... Телеграф гудит высоко, Полосатая верста, Да часовенка в сторонке У ракитова куста. Пыль клубится предо мною Ближе... ближе. Стук шагов, Мерный звон цепей железных Да тревожный лязг штыков... "Помогите нам, несчастным, Помогите, бедным ‒ 0 нам!.." Так поют под звон железа, Что приковано к ногам. (В. Гиляровский. Владимирка – Большая дорога. Посвящаю И.И. Левитану) Тракты, тракты, размытые дороги, лужи и туман… Словно плач звенит по деревне. Грусть и тоска, лиричность и красота – и всё это о Левитане. Время проходит неумолимо, на смену живописи в мир вторгается кинематограф, но изобразительность в новом искусстве вдохновлена пейзажами России. Выдающиеся режиссёры прошлого века и нового времени – Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Андрей Кончаловский, Сергей Соловьёв, Андрей Звягинцев, Александр Довженко – щедро отдали дань русской природе, вдохновлённые живописью Исаака Левитана. Кадры из "Андрея Рублева", "Теней забытых предков", "Неоконченной пьесы для механического пианино", "Уроки французского" искусно вплетены в повествовательный узор выставки. Они дополняют и подчёркивают красоту левитановских пейзажей. На фоне осенних дождей и заливных лугов, вечерних сумерек и октябрьского красочного леса разворачиваются судьбы героев Валентина Распутина и Михаила Коцюбинского, русских богомазов, гуцульских сельчан, одинокого Самсона Вырина, Арсения Тарковского и чеховских персонажей. Фото: пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности Исаак Левитан и Антон Чехов были очень дружны, часто встречались в Москве, лето проводили в Звенигороде и Бабкино. Они вместе читали стихи Пушкина и сказки Салтыкова-Щедрина, любовались природой, устраивали музыкальные вечера и много гуляли, удили рыбу на Истре, шутили. Однажды они поссорились – виной стал рассказ Антона Чехова «Попрыгунья». В его сюжете Чехов использовал некоторые деликатные моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и её мужа. Казалось, всё было кончено, но тоска по другу томила Левитана. К счастью, всё закончилось благополучно. Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, правнучка знаменитого актёра, переводчица, драматург, помирила художника и писателя – она привезла Левитана к Чеховым в Мелихово: "И вот мы подъехали к дому. Залаяли собаки на колокольчик, выбежала на крыльцо Мария Павловна, вышел закутанный Антон Павлович, в сумерках вгляделся, кто со мной, ‒ маленькая пауза ‒ и оба кинулись друг к другу, так крепко схватили друг друга за руки ‒ и вдруг заговорили о самых обыкновенных вещах: о дороге, погоде, о Москве... будто ничего не случилось", – вспоминала Татьяна Львовна позже. Левитан зримо и незримо присутствует в повестях "Три года", "Степь", рассказе "В овраге". Возможно поэтому, кадры из "Моего ласкового и нежного зверя" (Э. Лотяну) – грустной истории Оленьки Скворцовой и пейзажи "Поцелуя" (Р. Балаян) более всего остаются в памяти. Выставка "Исаак Левитан и авторский кинематограф" продлится до 20 января 2019 года.

Изгнанник и живописец
© Ревизор.ru