Закрытие X Большого фестиваля РНО в Концертном зале имени П. И. Чайковского 

Закрытие X Большого фестиваля РНО в Концертном зале имени П. И. Чайковского
Фото: Ревизор.ru
Музыка Подгайца, , Чайкина, соединивших академическую композиторскую традицию с народным инструментарием, аранжировки классических произведений Глюка и Пьяццолы, виртуозные концертные зарисовки с фольклорными корнями Гридина и Цыганкова собрались в этот вечер воедино, как своеобразная ретроспектива существующего положения дел в народно-академическом и академическо-народном жанрах. Симфонический оркестр, за пультом которого стоял сам маэстро Михаил Плетнев, с большим «пиететом» аккомпанировал НЕ академическому инструменту баяну, привычно звучащему, вроде бы, с оркестром народных инструментов. Но техническо-звуковые возможности баяна, как сольного инструмента, раскрытые композиторами и представленные исполнителями-виртуозами, без сомнения, развеяли слушательские стереотипы о только лишь народно-фольклорном репертуаре этого инструмента.
Сольный баян, на удивление музыкального «обывателя», идеально сочетался с виолончелью в «Двойном зеркале» Ефрема Подгайца. Струнная природа виолончели и органное «нутро» баяна, максимально выявленные композитором, отражали мир и его коллизии в двух разных зеркалах, двух диалектических тембровых единствах. Но это не было борьбой, скорее согласием тематическим и интонационным. Баян и виолончель, по признанию композитора, одни из самых любимых его инструментов. Для каждого их них Подгайц создал множество сочинений. Двойной концерт хорошо ложился на «слух», воспринимался легко и временами даже завораживал своей лирикой. Как и другая музыка композитора, он «ладно скроен и крепко сшит» по форме, по отсутствию пустых мест, по интересному мелодическому тематизму и слегка джазовому наполнению гармоний и ритмов. Соло на баяне исполнил один из самых известных и авторитетных музыкантов-баянистов Фридрих Липс, по просьбе которого и был написан концерт «Двойное зеркало». Партнером-виолончелистом выступил .
Квартет русских народных инструментов «Русская душа» оттенил оркестровый размах премьеры Подгайца небольшими аранжировками Глюка «Танец фурий», Пьяццолы «Смерть ангела» и оригинальной виртуозной зарисовкой «Рассыпуха» советского баяниста, дирижера и композитора Виктора Гридина. На бис, подбадриваемые аплодисментами, Василий Исайчев (домра), Олег Пискунов (балалайка), Вениамин Дуганов (балалайка-контрабас), Владимир Ченых (баян) артистично «запузырили» русский хит «Калинка-малинка». Фото: www.rno.ru Мировая премьера «Татарской фантазии» для баяна с оркестром Михаила Плетнева состоялась в марте 2018 в Казани в рамках Международного музыкального фестиваля, приуроченного к 90-летию со дня рождения Василия Плетнева, отца композитора. Плетнев-младший написал ее для Василия Павловича, известного баяниста, дирижера оркестра народных инструментов, композитора. Но не суждено было случиться, чтобы премьеру сыграл отец, а дирижировал автор-сын.
На нынешнем фестивале РНО в качестве солиста в «Татарской фантазии» был приглашен Олжас Нурланов (Казахстан), завоевавший в этом году Первую премию на Международном конкурсе исполнителей на народных инструментах имени В. П. Плетнева в Казани. Маэстро-автор управлял оркестром. Весь музыкальный материал сочинен композитором в татарском духе без обращения к оригинальным темам. Создается впечатление, что «Татарская весна» − напевность мелодий, прозрачность и ясность фактуры, ощущение свежего гармонического благоухания. Особенно красивы певучие темы скрипок, ассоциирующиеся, с «половодьем чувств», хотя и омраченные драматизмом сольных высказываний баяна в каденции. Вполне классический одночастный концерт в современной разнообразно-стилистической репертуарной палитре для баяна. Солист Олжас Нурланов, в свои девятнадцать лет, чувствовал себя на сцене очень уверенно и свободно. Фото: www.rno.ru Дуэт (домра) — Валерий Зажигин (балалайка) исполнением Вариаций на темы двух русских песен для домры и балалайки (1988 года) Александра Цыганкова прозвучал маленьким прологом к финальному номеру концерта. Виртуозный технический арсенал, джазово-эстрадная стилистика, развивая темы лирической «Зачем тебя я, милый мой, узнала» и шуточной «Ах, вы сени, мои сени», превратили вариации в эффектную концертную пьесу.
Третий пример масштабного решения академического баянного репертуара был представлен Финалом Концерта № 1 для баяна с оркестром (1950 года) Николая Чайкина. Три баяниста одновременно исполнили сольную партию: , Семен Шмельков и Олжас Нурланов. Музыка, тесно связанная с истоками народного творчества, заразила жизнерадостностью, энергией и энтузиазмом. Русская народная песня «Во кузнице», цитируемая в музыке и исполняемая со всякими виртуозными заковыками, создавала настроение залихватского веселья, бесшабашного удальства и разудалой молодости.
Заведённая публика в таком же ключе «затребовала» бис. Трио и РНО еще раз под занавес сыграли Чайкина. Х юбилейный фестиваль РНО закрылся.
P. S. На лестнице, ведущей в фойе Концертного зала имени Чайковского, в этот вечер был установлен большой баннер с презентацией книги о Николае Семеновиче Голованове, составленной и изданной по инициативе Михаила Плетнева. Всем слушателям концерта от имени РНО подарили эту книгу на память.
Видео дня. Звезды шоу-бизнеса рассказывают о беременности
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео