Гран-при «Формула-1»: перезагрузка

30 сентября в Сочи завершился юбилейный (пятый по счету) этап «Формулы-1» «ВТБ Гран-при России». Победителем из 20 лучших гонщиков планеты традиционно стал британский пилот команды «Мерседес» Льюис Хэмилтон. Вторым пришел его партнер по команде финн Вальтери Боттас, замкнул тройку лучших немецкий пилот «Феррари» Себастьян Феттель. «ДГ. Юг» предлагает своим читателям небольшой экскурс в историю этого яркого первенства, в том числе историю становления его российского этапа. Провести национальный этап «Формулы-1» хотели еще во времена СССР, начиная с 1980-х годов. Возвращались к этой идее и в 90-х, и в 2000-х; в те времена был разработан даже проект гоночной трассы в Санкт-Петербурге, но плану не суждено было осуществиться. Идея привезти в Сочи самую пафосную гонку всех времен – «Формулу-1» - вновь появилась в 2010 году, когда 9 октября Владимир Путин лично вступил в финальную стадию переговоров о проведении Гран-при с главой Formula-1 Берни Экклстоуном, а уже 14 октября между сторонами было подписано итоговое соглашение. Операторами соглашения в России выступили НАО «Центр Омега» (учредитель - администрация Краснодарского края), и компании группы Formula One Management (Формула Ван Менеджмент). Изначально планировался семилетний контракт, срок которого истекал в 2020 году, но в феврале 2017 года Дмитрий Козак сообщил о его продлении до 2025 года. Деньги – не главное Работа над строительством автодрома в Сочи началась незамедлительно вместе с олимпийскими объектами. Расположилась трасса также на территории Олимпийского парка; как уверяли архитекторы, такое местоположение позволить усилить атмосферу «силы и мощи» - в окружении монументальных спортивных дворцов, моря и гор. По данным портала gazeta.ru изначально на строительство объекта планировалось потратить порядка 6,5 млрд рублей, но в ходе строительства смета выросла практически вдвое – до 11 млрд. рублей, а по итогам строительства «облегчила» краевую казну на внушительные 13,1 млрд. рублей. Эту сумму депутаты кубанского ЗСК были твердо намерены вернуть в региональный бюджет, равно как и потраченные в дальнейшем на проведение этапов 2014-2015 гг. краевые средства в размере 8,6 млрд рублей, о чем, собственно, даже составили обращение к председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву. Но - безуспешно. Как нам сообщили в министерстве экономики Краснодарского края, никаких финансовых субвенций по данному запросу из федерального бюджета в региональный не поступало. Стоит отметить, что общая сумма средств, потраченных на проведение первого из этапов, не раскрывается до сих пор. Известно лишь, что региональные деньги (заметим, взятые в кредит) не были основной суммой, и вливания из федерального бюджета все-таки были. Известна, скажем, сумма лицензионного взноса (вид «роялти», уплачиваемого странами - хозяйками этапов Формулы организаторам), который в 2014 г. составил $60 млн и с каждым годом, по условиям контракта, возрастает на 10%. Изначально взнос оплачивался из федерального бюджета, а с 2017 года его стали покрывать за счет спонсорских денег. Дмитрий Козак заявил в 2017 году, что Гран-при «Формула-1» привлек 10 крупных компаний-спонсоров. На слуху из них лишь «Лукойл» и «ВТБ» (последний, кстати, в том же году стал титульным партнером гонки). По данным журнала Forbes, в 2017 году в финансовой части Формулы также принимали участие фонд Михаила Прохорова «Онэксим», компании «Русал», «Уралкалий», - еще пятеро патронов так и остались для широкой общественности нераскрытыми. Смена лиц Еще осенью 2015 года депутаты ЗСК Краснодарского края предлагали передать содержание гоночной трассы Минтрансу РФ, ну или хотя бы Министерству спорта федерации, но в тот момент их обращение не было услышано. Но, по истечении трех лет, в 2018 году, лед все-таки тронулся. В начале этого года сменился оператор мероприятия – им стала зарегистрированная в 2017 году, АНО «Росгонки», учредителями которой выступили все тот же «Центр Омега» (в качестве лицензиата) и группа ВТБ. Чуть позже, когда были подготовлены все необходимые документы, АНО «Росгонки» передали и саму гоночную трассу. Возглавляет АНО «Росгонки», кстати, Алексей Титов – сын бывшего первого зампреда ВТБ Василия Титова. При этом трасса была передана на безвозмездной основе, в благодарность НАО «Центр Омега» освободили от уплаты НДС по данной сделке. В 2017 году также произошли изменения и в составе собственников самой «Формулы-1». Так, контрольный пакет акций, принадлежавший CVC Capital Partners, был продан Liberty Media, крупному американскому медиаконгломерату, принадлежащему Джону Мэлоуну. По различным данным, сделка проходила в два этапа: $746 млн за 18,7% акций, позднее был произведен еще один транш в $1,5 млрд. В итоге бессменный Берни Экклстоун с поста главы Formula 1 был переведен на пост почетного президента гонки. Эксперты считают, что смена собственника (которому, к слову, скоро исполняется 88 лет) и управляющей команды может дать новый импульс развитию чемпионата. Новый взгляд Гонки «Формулы-1» всегда были в первую очередь имиджевым мероприятиям для принимающей страны. С их помощью стремились привлечь иностранных гостей, презентовать свои туристические возможности, показать культурное наследие и т.п. Именно поэтому многие страны, где когда-либо проводились этапы чемпионата, были готовы к тому, что данное мероприятие будет убыточным – за «промо» необходимо платить. А многие (и разве не справедливо?) полагали, что этапы «Формулы-1 должны быть более прибыльными и (что часто играло решающую роль) более безопасными. Наша «Формула» не стала исключением в части «имиджевых» целей. По данным заинтересованных ведомств, сборы от продажи билетов покрывали лишь 70% текущих организационных затрат. Но, как заверяют организаторы, все это было до появления крупных спонсоров и смены операторов. В своем интервью интернет-порталу f1news.ru по итогам проведения Гран-при Алексей Титов подчеркнул, что «Формуле» необходимо придать новый колорит. Уже в этом году в мероприятие был интегрирован платный концерт группировки «Ленинград», который принес организаторам дополнительную прибыль и интерес зрителей. Хорошо себя показали и гонки поддержки, проведение которых запланировано и на следующий год тоже. «Мы будем бороться за гонки поддержки, ведь мы их вернули как раз потому, что понимали: нашим зрителям нравятся юниорские серии. Во-первых, там представлены наши соотечественники, которые очень хорошо едут. Во-вторых, чисто спортивная составляющая – лично я очень люблю юниорские серии за то, что именно в них отбирается подлинный талант, именно там мы его видим. Когда люди начинают говорить, что автодром в Сочи скучный, и на нем не бывает обгонов – я отвечаю: вот, смотрите! Молодые парни сражаются до последнего, были аварии, стертые шины – было абсолютно всё! Поэтому мы будем бороться за продолжение гонок поддержки, будем приглашать их к нам в гости в следующем году», — отметил Алексей Титов. При всех дополнительных нововведениях и организационных переменах, интерес к мероприятию со стороны аудитории не растет. В первую очередь это доказывает снижение стоимости билетов на Гран-при «Формулы-1». Если в 2014 году за вход на главную трибуну надо было отдать от 20 до 30 тыс. рублей, то на гонку 2019 года уже предлагаются билеты по цене 11 990 рублей. Да и социальные сети в этом году в гораздо меньшей степени радовали подписчиков многочисленными постами восторженных гостей «Формулы-12, даже появление Владимира Путина не добавило энтузиазма. Об экономической успешности минувшей гонки в целом информацию получить не удалось, в «Росгонках» отказались давать комментарий на данную тему. Но ясно одно – если будут найдены интересные, яркие решения и новая команда сможет вдохнуть новую жизнь в сочинский этап «Формулы-1» «ВТБ Гран-при России», то проект имеет шанс перейти из разряда имиджевых, в разряд коммерчески успешных. Будем следить за развитием событий.

Гран-при «Формула-1»: перезагрузка
© Деловая газета.Юг