8 мультфильмов с чёрным и даже больным юмором
Никто в здравом уме не станет утверждать, что мультипликация только для детей. Это лишь формат, инструмент подачи; он освобождает фантазию своего создателя и не тянет огромных бюджетов из студий и независимых команд. Мультфильмы и сериалы с сатирической подоплекой — жанр, мхом поросший, но и в чаще леса можно найти завалящий драгоценный камушек. Ты удивишься, но и в Союзе рисовали смелые мультики, правда, ближе к «оттепели». Для нашей подборки нет сеттинговых, национальных и хронологических рамок — это выжимка из андердогов со всего света. И ты точно не должен о них ничего не знать. 1. «Мистер Пиклз» (Mr. Pickles), США, 2014–2018 Всем любителям «Металлопокалипсиса» посвящается. Мультфильм действительно черный и даже грязный: провокационные шутки обнажают недостатки современного американского общества, и создатели не гнушаются прикладывать и «туалетные» шутки. Возрастной рейтинг строго 18+, но мы бы поставили все 21+ хотя бы за травмирующую психику рисовку. В тихом и мирном американском городке, в глубинке, живут хорошие люди — семья Гудманов. У них хватает своих недостатков, так забавно игнорируемых ими же самими, но в них нет странностей. Ровно до тех пор, пока они не берут себе собаку Мистера Пиклза — посланника из самого ада. Песик очень любит младшего Гудмена, мальчика-инвалида, и резать, душить, травить и давить людей по ночам. Если они сверлят по ночам, то мы очень его понимаем. 2. «Конь БоДжек» (BoJack Horseman), США, 2014–2018 Netflix снимают не только исторические драмы и подростковый нон-фикшн. Как пример — история падения и саморазрушения некогда известного актера — антропоморфного коня БоДжека. Герой сквернословит, пьет и мизантропничает. «Конь БоДжек» — калька на яркий американский стереотип (основанный на фактах) о популярных личностях родом из 70–90-х, ныне выброшенных на обочину ТВ. Они уныло доживают свой век, дыша прошлыми заслугами. БоДжек — квинтэссенция образа. Он даже пытается написать байопик, но не особо успешно. И это двигатель основного сюжета — попытка вернуть себе хоть толику славы. 3. «Хармон-квест» (HarmonQuest), США, 2016–2018 Экспериментальное шоу от комиков Дэна Хармона и Спенсера Криттендена в необычном формате — мультипликационной Dangeons&Dragons. Сюжета тут нет в принципе: все шоу — чистая импровизация, и от этого еще смешнее наблюдать за приключениями в волшебном мире профессиональных нердов и несчастного гостя. В студии, к слову, побывала и Элизабет Олсен, но ее коронных русских хуков ты там не услышишь. А жаль: к происходящему они подходят как нельзя лучше. 4. «Гадкие американцы» (Ugly Americans), США, 2010–2012 Отличный пример того, как дехуманизация помогает раскрыть героя больше, чем глаза и волосы в аниме. Сатирический сериал — карикатура нижних слоев населения Америки и их быта. Фрики всех вкусов, мастей и сортов смешаны в коктейль из предрассудков и стереотипов, сложившихся за долгие годы. Краткий синопсис: Америка альтернативной реальности населена людьми вперемешку с потусторонними существами. Интеграция нечисти в приличное общество не всегда проходит гладко, и помочь с проблемой расселения и обустройства решает сотрудник Департамента по вопросам интеграции Марк. Ему искренне нравятся новые жители Штатов, и даже его подружка — из «потусторонних», вот только не все они личности приятные. Хотя сосед, зомби-извращенец, забавен донельзя. 5. «Атомный лес», Россия, 2012–2014 Если ты думал, что в России нет актуальных и достойных творческих проектов, то зря. «Атомный лес» тому пример — история звериного общества будущего. Живность обрела разум в эпоху нанотехнологий и термоядерного синтеза, вот только трансгуманизмом люди сами себя и извели, а животные в охраняемом заповеднике выжили и продолжили плодиться и множиться. В центре сюжета харизматичный квартет — врач-интеллигент, сторонящийся семейности, подкаблучник, гений-социофоб и собирательный образ бабы. Да-да, именно бабы, а вовсе не женщины. Герои влипают в кошмарные ситуации, любят, ненавидят, противостоят и абсолютно лишены морали и религиозности. Как и весь сериал, впрочем. 6. «Магазинчик самоубийств» (Le Magasin des suicides), Франция-Бельгия-Канада, 2012 Первый полный метр в нашем списке. «Умрите, или мы вернем вам деньги» — звучный слоган тематического магазина семьи Тюваш. На их прилавках петли, яды, ножи и пистолеты, а в их сердцах — черная меланхолия. Парадоксально, но семейное дело процветает вопреки законам популяции. Но ровно до тех пор, пока у четы не рождается малыш Алан. Он улыбается всем и искренне любит этот мир, а в мире «Магазинчика» так не принято. Мультфильм нарисовали по одноименной пьесе Жана Толе и прокатывали на фестивалях с рейтингом 12+. Бюджет для такой картины впечатляет — 16 миллионов евро! Но режиссер Патрис Леконт отработал деньги сполна: танцы и песни, проработанная рисовка, превращающая «Магазинчик» почти в классическое французское кино. И даже модное 3D успели сделать. 7. «Дворняги» (Mongrels), Англия, 2010–2011 Кукольная фарс-комедия о жизни бездомных животных позади паба в Лондоне. Подачу в стиле «Маппетов» высоко оценили в дизайнерском сообществе, но большой популярности сериал не собрал. А зря: британского черного юмора выходит не так много. В «Дворнягах» абсолютно нечего искать здравомыслящему человеку: темы каннибализма, наркотической зависимости, алкоголизма, кастрации и недержания не завуалированы ни разу. И пусть образы все метафоричны — пугает это не меньше. Межрасовая любовь, социопатия и мат — дело привычное, но проверку нормами морали чопорного британского общества комедия не прошла. Сериал снимали чуть более пяти лет, а создали его (довели до съемок) два человека — автор идеи Адам Миллер и милый кукловод детского утреннего шоу Энди Хит. 8. «Кнопка» (Sehmakotchak), СССР, 1989 Да, и в Союзе снимали треш. А тут он даже с критикой на КГБ и партийных руководителей, с сатирой на ядерные программы и с иронией над образом Советов. Мы, как и автор картины Роберт Саакянц, очень удивлены, что его не посадили. А ведь тут есть за что. Антисоветская «Кнопка» — история дурака с лицом партийного деятеля, который любым неосторожным движением взрывает что-то в городе. За что бы герой ни схватился на работе (телефон, ручку, «расстрельную папку»), это провоцирует большой бабах. Сам герой даже не подозревает, за что ему это все, и лишь вечером на руинах своего дома он внезапно осознает причину. Подоплека налицо, а последствий нет! «Оттепель» дала о себе знать, но все же собирательный образ Хрущева-Горбачева-Ельцина Саакянц подмазал и замаскировал, хотя в более поздних работах не прятал даже имен. Картина 18+, так что убери детей от экрана: там будут голые люди, оральный секс и много непристойностей, которых в стране быть вовсе не должно. Мы не трогали аниме, ведь там разница в менталитетах слишком большая. Как и нормы морали и общественные проблемы. А если ты не дочитал до этого момента и гневно строчишь в комментариях о Boku no Piko или об Onara Gorou, то тебе будет очень стыдно это перечитывать. Всем остальным — приятного просмотра! Но ни за чьи нервы мы не отвечаем — все на собственный страх и риск смотрящего.