Режиссер Никита Рак: «Воронеж – город живой публики»
«Я был во многих городах и могу с уверенностью сказать: Воронеж – город живой публики. Зритель здесь пытливый, выходит на диалог. Мы всегда чувствуем его реакцию – не обязательно положительную, но конструктивную», – считает режиссёр-постановщик Воронежского академического драматического театра им. Кольцова Никита Рак. Сезон премьер – Никита, с каким настроением вы открыли новый театральный сезон? – Всегда открываем сезон с оптимизмом. Это большая радость, она даёт нам силы жить, возможность работать. Ожидается большое количество премьер – целых восемь при плане в четыре. Уже вышли две, которые готовились в рамках семинара-лаборатории «СИТО» (современное исследование театральных объектов) – «Ловушка для птиц» Константина Стешика и «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой. Ещё планируется «Солнечная линия» – эскиз на этот спектакль был поставлен три года назад на первом проекте СИТО, только недавно театр получил право на постановку. Далее наш худрук Владимир Петров поставит спектакль по Педро Кальдерону де ла Барки. Потом, если всё будет хорошо, выйдет мой спектакль по братьям Стругацким. В планах также две детские постановки. Большое количество премьер – просто стечение обстоятельств. К Году театра, объявленному на 2019 год, это не имеет прямого отношения. Но думаю, мы как-то это событие тоже отметим. В поисках нового – Как вы оцениваете результаты проекта СИТО? Как зритель воспринял перемещение в необычные пространства – гардероб и фойе? Удивили ли начинающие режиссёры? – На проекте СИТО были интересные работы, и Владимир Петров принял решение, чтобы их довести до полноправного спектакля. Включение их в репертуар – большой шаг вперёд! Вообще в спектаклях были заняты люди разных поколений. Например, в «Ловушке для птиц» помимо актёров младшего поколения играет довольно известный Роман Слатвинский и заслуженная артистка РФ Татьяна Егорова. Да, проект СИТО проводили не только на большой и малой сценах, но и в фойе, гардеробной. Следующий хотим провести вне стен театра. Для театра этот проект – выход из рутины, ведь мы берём тексты, которые нас волнуют, без оглядки на то, как это встраивается в общую канву репертуара, как воспримет это зритель. Скорее всего, аудитория СИТО – люди более молодые, ведь эти спектакли проходят поздно вечером. Но возраст – это больше предрассудки, ведь приходят люди разных поколений и с интересом смотрят. К слову, я часто получаю отзывы от молодёжи, что они хотят видеть в театре классику в чистом виде. Консерватизм молодых, честно сказать, меня даже немного пугает. Вместе с тем многие зрелые люди сейчас открыты к экспериментам и адекватно воспринимают такие наши спектакли, как «Метель» и «Как я стал... ». – В последнее время драмтеатр часто оказывается инициатором разных проектов – концертов, «Ночи в театре», флешмобов... С чем это связано? – В театре мы придерживаемся такой линии, чтобы зритель чувствовал диалог. Недавно у нас был проект, посвящённый старым спектаклям, мы показывали записи. То есть ищем разнообразные формы разговора с публикой, чтобы она ощущала театр близким, а не чем-то живущим само по себе. Наша конечная цель – привлечь зрителя, чтобы он к нам пришёл. Думаю, в последнее время консервативного зрителя стало меньше. Я был во многих городах и могу с уверенностью сказать, что Воронеж – город живой публики. Зритель здесь пытливый, выходит на диалог, ведь мы всегда чувствуем его реакцию – не обязательно положительную, но конструктивную. Честный разговор – Свободен ли в выборе тем режиссёр? – В Воронеже я не сталкивался с запретами. И надо сказать, только у нас идёт спектакль «Тот самый день» по пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович. Знаю, что в некоторых городах режиссёры хотели поставить этот спектакль, но им сказали: не стоит. А мы выпустили, и он очень популярен. Эта пьеса о женщине, которая путешествует по ночному городу и встречает разных людей – наших современников, поднимаются острые темы. – Как считаете, что нужно сейчас зрителю? – Режиссёру нужно честно говорить с ними о том, что он чувствует. При этом говорить о том, что всё хорошо? Нет! В действительности всё сложно. Я честно заявляю об этом, потому что хочу поделиться, и чтобы зритель тоже открылся и поделился своей болью со мной, чтобы мы поняли друг друга. Я люблю свою страну, и потому говорю о проблемах, которые живут в нас самих. Театр не отделим от жизни, он всегда реагирует на то, что происходит за его стенами. Сейчас очень много непонятного, нестабильного, люди раздражены – всё это оставляет свой след. Спектакль по братьям Стругацким – это как раз реакция на то, что происходит в мире и в нашей стране. Моя тема – о том, что люди перестали разговаривать, что мы не слышим друг друга, что зациклены на самих себе, и потому кажется, что все вокруг – наши враги. Моя цель – открывать людей, и они должны открываться. В этом отношении мне близок драматург Иван Вырыпаев: у него есть этот мотив. Люди замыкаются и не могут встретиться, потому что никто не делает шаг вперёд, чтобы перейти эту «солнечную линию». Каждый сидит на своей стороне со своими аргументами, а только просит другого, чтобы он что-то сделал. Близко мне и творчество Ярославы Пулинович – она очень чётко формулирует проблему сегодняшнего дня. У неё есть пьеса о молодом человеке, который просто плывёт по течению, и его это устраивает. Считаю, это проблема многих современных мужчин. – Многие люди, наверное, и не вспомнят, когда были последний раз в театре. Как вы считаете – можно сделать театральное искусство снова популярным? И становится ли оно таким? – Вообще людей, которые куда-то часто ходят, не так много. Сейчас нет чего-то массового, популярного. Стало больше предложений, и люди разобщились. У многих большой соблазн вообще никуда не ходить. Кризис, безусловно, отразился на театре. Но, как ни странно, с этого времени зрителей, посещающих театр, стало даже больше. Наверное, потому что не так много сейчас чего-то настоящего, подлинного. Театр развивается, меняются поколения, приходит что-то новое, другое...