Войти в почту

Во ФСИН открестились от сделок с компанией, фигурировавшей в деле Реймера

В 2015-м ФГУП «ЦИТОС» (поставщик «золотых браслетов» ) было внесено в реестр недобросовестных поставщиков на два года. Решение было принято после того, как предприятие поставило неработающее навигационное оборудование для службы. По сообщениям СМИ, в тюремном ведомстве даже поднимали вопрос о ликвидации унитарного предприятия. Однако ФГУП отделалось внесением в черный список. «Шторм» выяснил, что компания предоставляла свои услуги даже после того, как была признана неблагонадежной. В самом ведомстве открестились от закупок, заявив, что ФСИН России и ФКУ «ГЦИТОиС» (занимается техническим обслуживанием службы) ничего не заказывали у своего предприятия.

Во ФСИН открестились от сделок с компанией, фигурировавшей в деле Реймера
© Daily Storm

Электронный браслет (система электронного мониторинга подконтрольных лиц — СЭМПЛ) используется для наблюдения за людьми, приговоренными к ограничению свободы или находящимися под домашним арестом. Впервые о внедрении таких браслетов в заговорили в 2010 году. Внедрением СЭМПЛ занимался экс-глава ФСИН Александр Реймер (находился в должности с 2009-го по 2012 год). В конце марта 2013 года возбудил уголовное дело о махинациях с поставками СЭМПЛ. ФГУП «ЦИТОС» было фигурантом дела о «золотых браслетах». Несмотря на это, компания продолжила свою работу. В 2015 году ЦИТОС поставил неработающее навигационное оборудование для автозаков. Во ФСИН зашла речь о ликвидации унитарного предприятия, но его решили просто внести в черный список.

Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», первые контракты, которые получила компания после того, как была признана недобросовестной, датируются апрелем 2016 года. Заказчиком выступило УФСИН России по . Региональное отделение закупило услуги по техническому обслуживанию электронных браслетов на сумму почти 100 тысяч рублей. Аналогичные закупки осуществляли УФСИН по Волгоградской, Мурманской и Нижегородской областей. По словам источников «Шторма» в тюремном ведомстве, остальная часть заказов проходила как внутренние закупки. Общая сумма может превышать пять миллионов рублей.

В ведомстве заявили, что ФСИН России и ФКУ «ГЦИТОиС» (занимается техническим обслуживанием электронных систем ведомства) не заключали государственных контрактов с ФГУП «ЦИТОС» в период нахождения предприятия в реестре недобросовестных поставщиков. «ФСИН в лице нашего директора [. — Примеч. «Шторма»] и ФКУ «ГЦИТОиС» не заключали контракты», — сообщили в ведомстве в ответ на запрос «Шторма».

На вопрос о том, почему были контракты с региональными управлениями, во ФСИН не смогли дать оперативный ответ.

Модификация браслетов

Ранее «Шторм» писал, что в марте 2014 года ФСИН заключило контракт на сумму более 77 миллионов рублей на модернизацию электронных браслетов для слежения за осужденными (СЭМПЛ) с ФГУП «ЦИТОС» ФСИН. В распоряжении редакции оказался протокол рабочего совещания предприятия от 22 августа 2016 года. Согласно документу следует, что комиссия выявила ряд неисправностей в браслетах и признала, что обновленные системы непригодны для использования.

На совещании во ФГУП «ЦИТОС» был озвучен и промежуточный вариант решения проблемы. «Впаивание дополнительных электронных компонентов позволяет восстановить работоспособность браслета», — говорится в протоколе заседания. Однако, исходя из постановления комиссии, было решено вернуться к программному обеспечению близкому к тому, что было до модификации.

Источники «Шторма» в тюремном ведомстве говорили, что браслеты, которые модифицировали в 2014 году, могли остаться со времен руководства бывшего главы ФСИН Александра Реймера. Однако ФСИН опровергла «Шторму» эту информацию: «Электронные браслеты, закупленные до 2013 года, не эксплуатируются».

Сама же модернизация на сумму в 77 миллионов рублей была осуществлена в рамках государственного контракта от 2 сентября 2014 года. Согласно сайту госзакупок, речь идет о поставке новой версии браслетов на сумму в 155 миллионов рублей. Деньги потратили на обеспечение контракта: «Вот этот контракт на 77 миллионов — это модернизация и сопровождение самой федеральной программы. А потом закупили уже сразу модифицированные браслеты», — заявили «Шторму» в ведомстве.

О каких именно браслетах идет речь в протоколе рабочего совещания, которое прошло 22 августа 2016 года во ФГУП «ЦИТОС», во ФСИН не уточнили. Почему комиссия не стала использовать промежуточный вариант решения проблемы и использовался ли он при производстве других браслетов, ведомство также не пояснило.

Начиная с 2014 года ФГУП «ЦИТОС» получило более 250 миллионов рублей на обслуживание, модернизацию поставку комплектующих и поставку СЭМПЛ.

Дело Реймера

В конце марта 2013 года было возбуждено уголовное дело. Его фигурантами стали глава ФСИН Александр Реймер, заместитель директора ведомства , руководитель НПФ «МЕТА» и глава ФГУП «ЦИТОС» .

По версии следствия, глава ФСИН в начале своей работы пролоббировал внесение изменений в постановление правительства №89, в котором был приведен перечень возможных производителей товаров для ФСИН.

Благодаря этому в списки поставщиков попали частные компании, разрабатывающие и выпускающие электронные браслеты. Затем Реймер на базе ФГУП «Торговый отдел «Вятка» в Самарской области создал Центр информационно-технического обеспечения и связи (ЦИТОС) и без проведения конкурса заключил с компанией контракт на поставку браслетов для нужд федеральной службы, сборкой оборудования занималась НПФ «МЕТА». Сами же браслеты продавались по завышенным ценам, притом что их качество оставляло желать лучшего. В 2017 году фигуранты дела получили от трех с половиной до восьми лет колонии. Сумма похищенного составила практически три миллиарда рублей.