Топ-5 венчурных сделок сентября: финтех в Индии, встряска российского e-commerce и ставка Google в битве за разработчиков
Добрый день, коллеги! Первый месяц осени выдался очень интересным с точки зрения сделок в первую очередь на рынке СНГ, поэтому особое внимание в этой подборке уделено локальному рынку. Для затравки можно заглянуть на сервис Pitchbook, который ведет таблицу по раундам, которые привлекли компании-единороги в этом году. Всего их на сегодняшний день набралось 66, в среднем они привлекали порядка $390 миллионов по оценке аж целых $2 миллиарда. Отмечу, что все больше компаний из Индии достигают заветного статуса. Теперь переходим к топ-5 сделкам на венчурном рынке в сентябре 2018 года. Топ-5 сделок в сентябре Пятое место: Legal-tech-стартап Atrium привлек $65 миллионов в раунде B на развитие своей платформы. Компанию основали выходцы из Orrick, Herrington & Sutcliffe, и сейчас в ней работает более 100 сотрудников. Юристы уже активно автоматизируются, но эти ребята помогают в первую очередь в привлечении финансирования. Платформа закрыла юридических сделок по сопровождению привлечения финансирования на сумму более $500 миллионов, а общий объем рынка юридических корпоративных услуг достигает $300 миллиардов. Инвесторами в данном раунде выступили Andreessen Horowitz (точнее, сестринский a16z), General Catalyst, фонд Эштона Катчера Sound Ventures и Y Combinator Continuity Fund. Ранее в стартап вложили чуть более $10 миллионов более ста (100!) инвесторов, они должны обеспечить проект новыми проектами на ближайшее время. Четвертое место: India - one love! Berkshire Hathaway Уоррена Баффета вложил порядка $300 миллионов (от $286 миллионов до $357 миллионов) в Paytm, крупнейшую digital payments-компанию в Индии по оценке около $10 миллиардов. Он купил 3-4% долю в материнской компании Paytm, которая называется One97 Communications. Это вторичная сделка, и очень похоже, что это отголоски аналогичной вторичной продажи в январе 2018 фонду Discovery Capital и другим инвесторам (оценка в $10 миллиардов тогда тоже звучала). В компанию также ранее инвестировали SoftBank и Alibaba (сама и через Ant Financial). SoftBank инвестировал внушительные $1,4 миллиарда по оценке $7 миллиардов в мае 2017, а Alibaba откупала венчурные фонды годом ранее и так же, как и Berkshire, получила порядка 3%. При выручке в $126 миллионов, чистый убыток компании составляет порядка $180 миллионов за 2017, но судя по последней информации за 2018 его планируется сократить на 40%. Убыток в 2016 был на том же уровне, что и в 2017 (ниже на 6%). Однако выручка растет бодро – почти на 40% с прошлого года. Всего сервисами кошелька, онлайн- и мобильных платежей пользуются более 7 миллионов клиентов. Компания также имеет свой e-commerce marketplace. Третье место: соинвестиции консорциума инвесторов в создание российского совместного предприятия Alibaba, Мегафона и Mail.ru. Структура сделки сложная, и наиболее понятно была изложена на схеме ниже. AliExpress Russia создается на базе активов AliExpress и Tmall (от Alibaba Group), Pandao (от Mail.ru Group), а также за счет $300 миллионов, привлеченных от Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). С учетом распределения долей общая оценка компании составляет $2,3 миллиарда – настоящий единорог, правда, рожденный вот так сложно. Платформа будет покрывать разные продукты, включая электронную коммерцию, игры и другие продукты, поскольку будет обмен трафиком. Говорится также, что в рамках СП планируется расширить экосистему за счет инвестирования в другие бизнесы, включая FoodTech и другие направления. AliExpress является лидером среди классических российских e-commerce-порталов по трафику с 147,8 миллиона визитов в месяц, Яндекс.Маркет конкурирует с 118,5 миллиона визитов (данные на июль-август от Similarweb). Других нет даже близко – Wildberries довольствуется 50,1 миллиона, а Ozon – 35,5 миллиона. Однако никто в рунете не имеет такой популярности, как Avito, который показывает 323,3 миллиона (!) визитов в месяц – будучи classified-сервисом с четким фокусом на розницу и продажи, он является, возможно, самым грозным конкурентом новой компании. Второе место: платежный сервис Stripe привлек $245 миллионов по оценке $20 миллиардов. Раунд лидировал Tiger Global, а соинвесторами выступили Sequoia и фонд Юрия Мильнера DST Global, а ранее в компанию вкладывались Andreessen Horowitz, Kleiner Perkins, Khosla Ventures, General Catalyst и Thrive Capital. Текущая оценка более чем в два раза выше, чем два года ранее (в 2016 сервис был оценен в $9,1 миллиард). Сервис работает в 25 странах, а реципиенты платежей находятся в 130 странах. Клиентов «миллионы», но сколько точно, неизвестно. Зато известно, что с компанией работает более 100 тысяч корпоративных клиентов. Ключевой конкурент сервиса – PayPal, но если он в большей степени ориентирован на оплату кредитными картами, то Stripe создает более фундаментальную инфраструктуру, работая с e-commerce-мерчантами, интегрируя платежные решения в их вебсайты, мобильные версии и прочее. Преимущество Stripe в быстром разворачивании сервиса и простых невысоких комиссиях. Выручка Stripe в 2017 году составила $1,5 миллиарда, а оборот – порядка $50 миллиардов, то есть сервис оценили всего в 0.4х оборота и в 13х выручек. Но безусловно, инвесторы платили за будущий рост, ориентируясь на то, что за год сервис вырос почти в три раза. Несмотря на то что еще один конкурент Stripe, Adyen, сделал впечатляющее IPO в этом году, боссы Stripe очень категорично говорят о своих планах в этом отношении: «We have no plans to go public». Первое место: вы не могли пропустить эту сделку, и я тоже. Стартап с украинскими корнями GitLab привлек $100 миллионов в раунде D по оценке $1,1 миллиарда. Инвестиции были получены от Iconiq Capital, GV и Khosla Ventures. Последние два уже являются текущими инвесторами от 2017 и 2016 соответственно. Также в число инвесторов входят August Capital, Y Combinator и другие. Оценка выросла более, чем в два раза по сравнению с раундом В в 2016, а раунд С, похоже, привлекался в форме бриджа перед следующим раундом и GV сейчас докладывался, так как компания выполнила свои KPI. Информации о компании крайне мало, но можно ухватиться за то, что ее клиентами являются более 100 тысяч компаний, и список контрибьюторов почти перевалил за 2200 человек. Сравнения с GitHub провести нельзя, поскольку известно, что им пользуются 27 миллионов программистов (не компаний). GitLab говорит о своей цели провести IPO в ноябре 2020, а также о том, что они стремятся быть не только площадкой, но также и сервисной инженерной компанией. Посмотрим, что именно вкладывается в это понятие. Безусловно, интерес к сервису подогрела сделка по приобретению Microsoft главного конкурента, GitHub, за $7,5 миллиарда. Причем как интерес инвесторов (что подтверждается тем фактом, что GV доложились в новом раунде по высокой оценке), а также со стороны комьюнити – обсуждали, что после объявления о сделке Microsoft-GitHub, активность в репозитариях GitLab увеличилась в 10 раз. Возможно, что до IPO не дойдет, и Google, конкурируя с Microsoft, поглотит компанию, попутно дав заработать своему фонду GV. Бонус Хотелось бы выделить ряд других сделок, в которых российские компании и стартапы из СНГ привлекли иностранных инвесторов. Среди них: Mail.ru привлек японскую Mitsubishi Corp в качестве соинвестора в раунде на $4,1 миллиона российского онлайн-сервиса для продаж автомобилей Autospot. А вместе с Buran VC и AddVenture в сервис Dostavista в раунде на $2 миллиона вложил средства американский фонд FJ Labs. Он уникален своей доходностью в совокупности более 60%, делающий более 100 сделок в год и работающий небольшой командой в несколько человек (например, июньский выход фонда из компании Gram Games принес доходность 75х). А российский стартап WayRay привлек $80 миллионов от Alibaba Group, фонда China Merchants Capital, Hyundai Motor, АФК «Система», а также консорциума суверенных инвестиционных фондов Японии, Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ и Бахрейна и Российско-японского инвестиционного фонда. Бонус 2 Не могу пройти мимо сделки, которую закрыла команда Da Vinci Capital, но которая также является показательной для рынка. Речь идет том, что фонды под управлением Da Vinci Capital инвестируют в Gett и приобретают порядка 8% в компании. Это, во-первых, выход для фондов InVenture Partners по классической схеме продажи актива на более поздней стадии специалистам в области рынков капитала и подготовке дальнейшего более крупного выхода. Выходов по классической структуре на российском рынке крайне мало. А во-вторых, это классическая pre-IPO-инвестиция, поскольку Gett является глобальным лидером в своем сегменте по прибыльности и в ближайшем будущем планирует сделать IPO. С оборотом более $1 миллиарда и количеством заказов более 100 миллионов за неполный 2018 компания может стать интересной целью для инвесторов на глобальных рынках, а также задать тон рынку публичных размещений компаний, работающих в том числе и на российском. На этом все. Спасибо, что дочитали до конца и подписывайтесь на мой Telegram-канал proVenture! Материалы по теме: Вам стоит задуматься о запуске бизнеса в Люксембурге. И вот почему «Заработать чужими руками — это не про российский венчур». В какие стартапы готов вложиться Василий Пирогов Куда чаще всего инвестируют японцы: исследуем их венчур Фуэрдай: как «золотая молодежь» Китая может изменить венчур 10 советов по инвестированию от топов российского (и не только) венчура Фото на обложке: Unsplash