ABC (Испания): Мародерство, жестокость и демократия: исторические ошибки в «Пиратах карибского моря»
Кино и приближает нас к историческим знаниям, и отдаляет от них. С одной стороны, оно преподносит зрителям сведения об ушедших эпохах в привлекательной форме. С другой, иногда оно полно стереотипов и ошибок, которые создают ошибочное представление о реальности в угоду сценарию и зрелищности. Таких примеров множество, вроде «Спасти рядового Райана» или «Титаника». И, тем не менее, именно по этим фильмам, нежели по библиотечным томам, больше известны события, связанные с высадкой в Нормандии или крушением «корабля-мечты». Таково действие «большого экрана». Примерно то же самое произошло с «Пиратами Карибского моря». Эта киносага создала привлекательный образ флибустьеров, бороздивших в XVII- XVIII веках морские просторы Карибского бассейна, но одновременно содержит массу грубых исторических ошибок. Среди них, впрочем, особо выделяется одна — описание некоего кодекса морских пиратов. Согласно сценаристам ленты, то были определенные правила, общие для всех. Своего рода «закон», как объяснял Кит Ричардс (Keith Richards) в третьей части, оставленный Морганом (Morgan) и Бартоломью (Bartholomew), который ни под каким предлогом не может быть нарушен. Действительность, между тем, сильно отличалась от предложенного кинолентой варианта. Как указывают историки Хосе А. Мармоль Мартинес (José A. Mármol Martínez) в своем популярном исследовании «Пиратский кодекс — миф или реальность?» или Сильвия Мигенс Нарваэс (Silvia Miguens Narváez) в книге «Краткая история пиратов», на самом деле каждое флибустьерское судно имело собственный свод законов, устанавливаемых капитаном. В чем создатели фильма не ошиблись так это в том, что их неисполнение на корабле строго каралось. В качестве наказания провинившегося могли высадить без еды и воды на крошечном острове, а в некоторых случаях и повесить. Спорная «демократия» Чтобы понять, как работал этот кодекс, нужно развенчать миф о том, что на пиратском судне действовала диктатура капитана. По крайней мере, это утверждают Питер Лисон (Peter Leeson) в книге «Невидимая ловушка: тайная экономика пиратов» и авторы книги «Золотой век пиратства: подъем, упадок и устойчивая популярность пиратов». По их словам, атмосфера на пиратских кораблях совсем не была похожей на тиранию. Исследователи считают, что власть капитанов была ограниченной и что они позволяли членам экипажа высказывать мнения даже в самых важных вопросах. Так, хотя для Лисона пиратское судно являлось «наиболее изощренной и успешной преступной организацией в истории», пиратов объединяли не страх и насилие. Это с очевидностью доказывают многочисленные случаи перехода к пиратам моряков, например из королевского военно-морского флота Великобритании. Историк подчеркивает, что именно в армии, на корсарских судах и в торговом флоте многие капитаны обращались со своими людьми, как с рабами. Кадр из фильма "Пираты Карибского моря\: Проклятие Черной жемчужины" Лисон пишет, что, пользуясь своей неограниченной властью над командой, эти капитаны нередко питались как короли, в то время как их люди голодали, и даже избивали моряков по малейшему подозрению в бунте. Это было немыслимо на кораблях, управляемых пиратами. Наоборот, Лисон отмечает, что флибустьеры установили такие формы правления, которые можно предвосхитили первые западные демократии. Данное утверждение, впрочем, вызвало горячие дискуссии в академических кругах. Оставляя в стороне вопрос о том, были ли пираты провозвестниками социальной справедливость, нужно признать, что их система правления основывалась на принципе разделения и ограничения власти. Так, например, капитаны получали всю полноту власти, как только «заговаривали» пушки. Но когда бой стихал, другие занимались раздачей пищи, следили за порядком и распределяли трофеи. Самое любопытное, что иерархия на пиратских кораблях не устанавливалась согласно «естественному» праву — во время Золотого века пиратства (XVII-XVIII века) ответственные выбирались членами экипажа. Обычно дележка добычи происходила согласно установленным на судне правилам и была относительно справедливой. В «Республике пиратов» исследователь Колин Вудард (Colin Woodard) утверждает, в частности, что пиратский капитан получал лишь в два раза больше награбленного: чем остальная команда, в то время как на корсарских суднах он забирал себе до четырнадцати раз больше. Если возникали сомнения относительно трофеев (или по любому другому поводу), моряки, по утверждению Лисона, выбирали судей, которые решали вопрос. Главным правилом было такое: хороший боец — не обязательно хороший управляющий. При этом существовала и оборотная сторона медали. Мармоль пишет, что нередко моряки присоединялись к пиратам вынужденно («потому что их корабли были пущены ко дну, им оставалось лишь потонуть вместе с ними или присоединиться к атакующим») и что капитан должен был быть успешным в своих экспедициях, чтобы моряки уважали его. Вудард, однако, сторонник той версии, что во время Золотого века среди буканьеров было много моряков, недовольных службой в армии, и других подневольных, которые присоединялись к пиратским экипажам, зная, что «будут иметь равные права с остальными его членами». Пиратский кодекс Большинство авторов (от Мармоля до Мигенс и включая историка Серхио Лопеса Гарсию) с его исследованием «Черные паруса. Золотой век пиратства на Карибах»), согласны в том, что миф об общем пиратском кодексе сложился на основе сводов правил, действующих на отдельных пиратских суднах. Обычно каждый капитан составлял свою письменную хартию («Charte-Partie») — набор законов, которые решившие примкнуть к нему моряки должны были выполнять, предварительно поклявшись в этом. Это происходило до выхода в море, чтобы все, кто на борту, знали заранее правила поведения и наказание за их неисполнение. Как утверждает Маура Брешиа (Maura Brescia) в книге «Селькирк Робинзон: миф три столетия спустя после высадки на необитаемом острове Робинзона Крузо», «пиратская присяга сопровождалась торжественный церемонией, в ходе которой каждый моряк, положив руку на Библию, клялся честь соблюдать кодекс и ставил под ним свою подпись». Иногда для пущей торжественности использовалось оружие, черепа и распятие. С этого момента интендант следил за тем, чтобы нормы исполнялись, а за их нарушение назначал наказание — достаточно суровое, чтобы остальным неповадно было. Корабельные своды законов обычно состояли из описания деталей службы, вознаграждения, получаемого каждым членом экипажа в случае захвата вражеского корабля, и даже устанавливали сумму компенсации в случае потери конечности в бою. «Предусматривались также премии за акции саботажа. Тот, кому удавалось водрузить пиратский флаг вместо флага противника, получал 50 пиастров. За захват пленника, предоставившего ценную информацию, платили сотню», — добавляет Брешиа. На сегодняшний день трудно установить, кто был первым капитаном, который ввел кодекс правил на своем корабле. Лопес Гарсия считает, что одним из них был Бартоломео Португальский. Он жил в XVII веке и создал нормы поведения для своей команды, которые «впоследствии использовали Джон Филлипс (John Phillips), Эдвард Лоу (Edward Low) и Бартоломью Робертс (Bartholomew Roberts) для учреждения Пиратской республики на островах Тортуга и Нассау. Брешиа же полагает, что первые описания подобных сводов правил появляются в 1678 в труде корабельного хирурга Александра Оливье (Alexandre Olivier) «Пираты Америки». Так или иначе, наиболее известными из дошедших до нас являются кодексы Бартоломью Робертса и Джона Филлипса. «Кодекс правил пирата Бартоломью Робертса состоит из статей, написанных в 1721 году на основе Кодекса пиратов его предшественника, Бартоломео Португальского. […] Он являл собой свод правил для экипажа на борту судна и устанавливал принцип дележа награбленного с целью упорядочить совместное существование», — указывает Лопес Гарсия. Мигенс приводит в своей книге несколько любопытных правил из этого свода законов. Кодекс Робертса 1. Каждый имеет право голоса во время принятия решений; каждый имеет равные права собственности на добычу команды. Также член команды имеет равную долю в запасах провианта и крепких напитков, изъятых во время штурма, и может использовать ее в свое удовольствие, если на данный момент команда не испытывает дефицита в этих запасах, в каковом случае они подлежат нормированной выдаче. 2. Каждый имеет право получить свою долю в порядке очереди, согласно списку; по этому случаю разрешается переодеться, но если кто-то обманет капитана на стоимость одного серебряного доллара, он будет выброшен в открытое море. Если член команды крадет имущество другого члена команды, то в случае доказательства вины, пострадавший имеет право прилюдно отсечь уши или нос грабителю и высадить его на берегу — обитаемом, но заведомо сложном для выживания. Кадр из фильма "Пираты Карибского моря\: Мертвецы не рассказывают сказки"(2017) 3. Никто на борту корабля не имеет права играть в карты или кости на деньги. 4. После восьми вечера на борту корабля нельзя использовать факелы или свечи. Если кто-либо хочет выпить, то он обязан это делать на открытой палубе. 5. Члены экипажа обязаны хранить свой клинок, пистолеты и кортик в чистоте и регулярно проверять их чистоту и готовность к бою. 6. На борту запрещены женщины и дети. Если кто-то, с целью удовлетворения плоти, проведет на борт переодетую женщину, то он будет наказан смертью. 7. Дезертирство с корабля во время боя карается смертью, или дезертир будет покинут в море. 8. Никаких споров на борту. Если требуется решить спорный вопрос, то требуется дождаться спуска на берег и решить вопрос с помощью пистолета или клинка. 9. Никто не может оставить службу, пока не выплатит тысячу фунтов. Если при этом моряк теряет конечность или получает иное увечье, несовместимое с дальнейшей службой, ему выплачиваются 800 фунтов из «общака». За раны меньшей тяжести выплачивается пропорционально меньшая сумма. 10. Капитан и квартирмейстер получают две доли от куша, кормчий, боцман, и наводчик — полторы доли, другие не рядовые получают по одной с четвертью доли. 11. Музыканты имеют право отдыха каждый вечер субботы, в остальное время требуется разрешение капитана. Наказания В случае неисполнения норм пиратского кодекса нарушитель мог быть наказан различными способами. Наиболее популярные из них описывает Лопес Гарсия в своем исследовании. За серьезное нарушение моряка передавали обычно властям при первой возможности — «на Ямайке или в Гаване». Обычным делом был также «маронинг» — преднамеренное оставление кого-то в отдаленном районе, например, на необитаемом острове, которая как раз весьма достоверна представлена в фильмах о «Пиратах Карибского моря». «Это наказание применялось по отношению к пиратам, буканьерам и флибустьерам, которые нарушали Кодекс пирата. Их оставляли на острове, снабдив бутылью воды, кульком пороха, пистолетом и пулей, чтобы те могли застрелиться», — добавляет эксперт. Брешиа в свою очередь указывает, что если наказанный использовал-таки пистолет, чтобы покончить с собой, то оружие «навсегда оставалось проклятым» Тех, кто выживал в одиночестве, могли подобрать другие пираты или местные власти, которые считали брошенных дезертирами и обращались с ними соответствующим образом. Мармоль описывает другие наказания в своей статье: «Обычно убийц сбрасывали за борт, предварительно привязав к жертве, а иногда их высаживали на скалистом островке, чтобы они утонули, когда начнется прилив». По его словам, существовали и менее суровые наказания, состоявшие в «лишении части куша, протаскивании под килем, хождении по доске или просто порке». Хотя этот последний способ использовался редко. «В случае споров между членами экипажа устраивались дуэли на саблях или пистолетах, обычно до первой крови», — пишет исследователь. Сильвия Мигенс рассказывает изданию ABC: «У каждого пирата был собственный кодекс» АВС: У каждого пирата был собственный кодекс правил на корабле? Сильвия Мигенс: Хотя установленные правила были, в целом, похожи, у каждого капитана был собственный кодекс. Каждый новый член экипажа должен был принять его и подписать, как договор, поставив инициалы или какой-то знак. Это было обязательным условием для получения права голоса на собраниях, где решалось, как будет осуществляться экспедиция, какой маршрут следует избрать, где добыть припасы и медикаменты, что могут внести в «общак» сами пираты и какие грузы предпочтительнее захватывать. Нужно сказать, что куш распределялся в зависимости от взноса каждого в общую кассу. Согласно свидетельству пирата и корабельного хирурга Александра Оливье, автора книги «Пираты Америки», устанавливались также компенсации в случае увечий и ран — деньгами или рабами — в зависимости от тяжести: правые и левые конечности, например, оценивались по-разному. Так, например, при потере глаза пират мог рассчитывать на сто песо или одного раба. Также все члены команды клялись не присваивать себе ничего из общей добычи, в случае обнаружения кражи виновного наказывали и изгоняли с судна. - Был ли в какой-то момент общий для всех пиратов кодекс? — Несмотря на различия между существовавшими сводами законов, кодекс, составленный валлийским пиратом Бартоломью Робертсом в 1721 году, за год до смерти, можно считать общим. Его одиннадцать статей устанавливают основные правила поведения, как, например: каждый член команды имеет равную долю в запасах провианта и крепких напитков, если на данный момент команда не испытывает дефицита в этих запасах; каждый имеет право получить свою долю в порядке очереди, согласно списку; нельзя играть в азартные игры на деньги; после восьми вечера на борту корабля нельзя использовать факелы или свечи, а если кто-либо хочет выпить, то он обязан это делать на открытой палубе; на борту запрещены женщины и дети, а если кто-то, с целью удовлетворения плоти, проведет на борт переодетую женщину, то он будет наказан смертью; дезертирство с корабля во время боя карается смертью, или дезертир будет покинут в море; никаких споров на борту, для решения спора требуется дождаться спуска на берег и решить вопрос с помощью пистолета или клинка; музыканты имеют право отдыха каждый вечер субботы, в остальное время требуется разрешение капитана. - Пиратские кодексы обычно исполнялись? — Не всегда. Одним из ярких примеров непослушания были пиратки Энн Бонни (Anne Bonny) и Мери Рид (Mary Read). В шестнадцать лет Энн сбежала из своей благополучной ирландской семьи, влюбившись в моряка по имени Джеймс Бонни (James Bonny), который вскоре прибрал к рукам состояние и плантации папаши Энн. Они сбежали на маленьком корабле и обустроились на Багамах — пиратской территории, управляемой Роджерсом Вудсом (Woods Rogers), который нанял Бонни информатором и отправил в далекое плавание. Энн тем временем влюбилась в пирата Джека Рэкмена (Jack Rackman) по кличке Калико. Когда губернатор острова обвинил ее в супружеской измене, она, переодевшись мужчиной, села на корабль вместе с Калико, и они занялись пиратством. Однажды Энн и Джек ограбили немецкое судно, среди членов экипажа которого был прекрасный и изящный юноша. Юноша и Энн подружились. Рэкмен в приступе ревности потребовал объяснений. Оказалось, что под маской изящного юноши тоже скрывалась девица — Мери Рид. Энн и Мери так и пиратствовали вместе с Джеком в мужской одежде, пока их корабль не был захвачен. Их обеих приговорили к смерти, но затем помиловали, когда беременная в тот момент Энн взмолилась на суде: «Мы просим за наши животы, господа».