Не надо Орфею сходить к Эвридике

Режиссер, руководитель лаборатории в театре «Школа драматического искусства» Игорь Яцко в своей новой постановке «Орфей спускается в ад» отвечает на самый сложный вопрос: почему все-таки ад? Спектакль практически полностью, за исключением деталей, по пьесе американского классика Теннесси Уильямса, написанной в 1957 году. В ней он вспомнил свои юношеские переживания, когда в первый и последний раз был влюблен в девушку, но она его отвергла. События в его пьесе происходят в начале 30-х годов XX века в одном из американских городов, а в спектакле - в графстве. От Америки остались имена героев (как в пьесе), ковбойская одежда полицейских, музыка и «универсальный магазин» главной героини - Лейди Торренс (Людмила Дребнева). А еще - две главных приметы Нового света - жажда независимости и стремление разбогатеть. Все герои делятся на тех, кто обременен имуществом и деньгами, и бродяг. Во многом это личный выбор героев спектакля, а не перст судьбы. Бунтарка Кэрол Катрин (Регина Хакимова) - некогда богатая наследница, сама предпочла участь отверженной и гонимой бродяжки, которая носится по Америке на своей машине, подобно бездушному Летучему Голландцу. Еще несколько лет назад она боролась за права бедных и справедливость, но ничего из этого не вышло. Сейчас ее упрекают в развращенности и дурном характере. Кто она в этом мифе об Орфее и Эвридике - понять сложно. Точно не из тех, кто покорно ждет, когда ее спасут, а значит не Эвридика. Но она не поет и не играет на гитаре, как Орфей, и к тому же ей неведома романтика любви. Она - циничная, злая и наглая. Быть может, она - змея, на которую Эвридика наступила и в результате попала в Аид? Неспроста эта девушка хватается за куртку из змеиной кожи Вэлла (Анзори Шагидзе), бродяги с гитарой. У Марины Цветаевой есть строки «Не надо Орфею сходить к Эвридике и братьям тревожить сестер». В пьесе Уильямса Вэлл и Лейди хотя и любовники, но по сути - брат и сестра, и об этом они говорят друг другу. Еще у Цветаевой, мотивы которой использует Яцко в своей постановке, есть такие строки об Орфее и Эвридике: «Уплочено же всеми розами крови». Ответ исчерпывающий - все в расчете, и каждый получил по заслугам. Основной посыл, который направляет публике спектакль Игоря Яцко, - не продавать себя, не торговаться, не заключать сделок с силами ада даже ради великой любви.

Не надо Орфею сходить к Эвридике
© Вечерняя Москва