Ожидать ли криптовалютного прорыва в Белоруссии
Денис Смирнов – руководитель трейдингового стартапа Raddar Декрет №8 – зелёный свет для криптовалют 21 декабря 2017 года Александр Лукашенко, президент Белоруссии, подписал так называемый Декрет №8 «О развитии цифровой экономики». Согласно документу, которой вступил в законную силу с 28 марта этого года, криптовалютная отрасль освобождена от налога на прибыль и НДС до 1 января 2023 года. В стране официально узакониваются такие понятия, как блокчейн, майнинг, токены, смарт-контракт и т. д. По сути, глава Белоруссии вслед за некоторыми развитыми странами решился на интересный эксперимент по либерализации криптовалютной сферы. Его суть в том, что все операции с токенами освобождены от налоговой нагрузки и они не считаются предпринимательской деятельностью. Простым гражданам (физическим лицам) разрешено владеть криптовалютой, майнить её, хранить на счетах, покупать и обменивать на белорусские рубли; токены также разрешено дарить и завещать. Заявленная Лукашенко цель – создание условий, при которых мировые IT-компании открывали бы свои представительства, создавали центры разработок по внедрению востребованных во всём мире блокчейн-проектов – заявлена в качестве приоритетной для национальной цифровой экономики. С момента вступления в силу Декрета прошло почти полгода, и сегодня интересно посмотреть: получилось ли у Белоруссии действительно стать таким своеобразным криптовалютным «раем», заинтересовав предпринимателей и инвесторов со всего мира? Особая экономическая зона в Белоруссии: эксперимент с расчётом на десятки лет Прежде чем приступить к анализу, давайте оценим состояние цифровой белорусской экономики до начала 2018 года. С 2005 года тут действует так называемый Парк высоких технологий – особая экономическая зона, в экстерриториальных рамках которой функционирует благоприятный налоговый режим для предпринимателей, развивающих IT-бизнес. По замыслу белорусских властей, ПВТ должен был стать своеобразным аналогом американской Кремниевой долины. Его резиденты освобождены от всех корпоративных налогов, в том числе от налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Ставка индивидуального подоходного налога при этом для сотрудников компаний, работающих в правовом поле ПВТ, равняется 9%. Помимо этого, резиденты особой экономической зоны имеют право оплачивать обязательные страховые взносы в уменьшенном размере. Внедрение Парка высоких технологий действительно стимулировало экономику Беларуси. Так, согласно отчётному анализу Ernst&Young, с 2005 по 2016 год экспорт IТ-продуктов и услуг из страны вырос в 30 раз. Прогноз развития тоже впечатляющий – к 2020 году выручка компаний-резидентов ПВТ может составить $1,3-1,4 млрд (при том, что проект стартовал с общей капитализацией в несколько десятков миллионов долларов). О размахе деятельности ПВТ говорят и следующие цифры: в 2006 году в рамках парка действовало 15 компаний, общая численность сотрудников которых оценивалась в 2506 человек. Тогда как в 2017 году численность таких компаний составила уже 181 с общим количеством работающего персонала свыше 30 тысяч человек. Почему, собственно, интересен обзор белорусского ПВТ? Дело в том, что регулирующий криптовалютное законодательство Декрет №8 прямо увязывает деятельность экономической зоны с новыми блокчейн-трендами. Во-первых, согласно принятому документу, режим ПВТ для всех участников продлевается вплоть до 2049 года. Во-вторых, все связанные с криптовалютной сферой компании получают те же налоговые преференции, которые распространяются на резидентов экономической зоны. Льготы получили биржи и обменные операторы, связанные с торговлей токенов, компании, которые занимаются майнингом. Также в рамках облегчённого фискального режима работают организации, развивающие нейронные сети, искусственный интеллект, беспилотный транспорт и т.п. В Декрете прописаны условия внедрения в экономику технологической базы блокчейна и электронных денег. Согласно закону, юридические лица могут через резидентов ПВТ создавать новые токены и в Беларуси, и за рубежом. Иностранцам после заключения договора с ПВТ разрешается работать без спецразрешения и визы. Казалось бы, всё это настоящий цифровой рай, который должен перезагрузить экономику небольшой страны. Однако в жизни всё оказалось не так просто. Суровая реальность За те полгода, что прошли с момента вступления в законную силу Декрета №8, в криптовалютной среде Беларуси мало что изменилось. В апреле открылся майнинг-отель в городе Лида, в мае Беларусь вошла в топ-10 списка наиболее дружелюбных юрисдикций для криптовалютной индустрии по версии экспертов блокчейн-конференции BlockShow Europe. Чуть позже министр иностранных дел Андрей Дапкюнас сделал громкое заявление в Южной Корее о том, что страна готовится принимать азиатских инвесторов в ПВТ. Но на самом деле ничего не произошло: не случилось открытий сколько-нибудь серьёзных представительств иностранных компаний, даже местные стартапы, связанные с криптовалютной сферой, проигнорировали все возможности, предоставляемые ПВТ. Основной причиной такого цифрового белорусского провала, по мнению экспертов, можно считать отсутствие чёткой правовой базы. Сам по себе Декрет №8 прописывает и регулирует криптовалютную сферу в общих чертах, но до сих пор нет хорошо продуманных процедур для предпринимателей. Как показывает практика тех немногих бизнесменов, которые всё-таки пытались запустить тот или иной блокчейн-проект, непонимание соответствующего законодательства и нежелание в нём разобраться демонстрируют прежде всего чиновники. Отсутствие соответствующей квалификации со стороны госслужащих – вообще бич любой забюрократизированной системы. Что и говорить, если к разработке самого Декрета №8 причастен достаточно известный и одиозный IT-предприниматель Виктор Прокопеня, отсидевший некоторое время в тюрьме по обвинению в неуплате налогов и ведении незарегистрированного бизнеса. То есть даже подобного рода нюансы негативно влияют на заинтересованность людей в развитии криптовалютной сферы в рамках ПВТ. Довольно незавидная судьба и у национальной белорусской криптовалюты – талера, пик ажиотажа вокруг которого пришёлся на осень прошлого года (именно тогда, в сентябре 2017 года, началось внутреннее тестирование токена). За прошедший год была выстроена кое-какая инфраструктура, у талера появилась собственная биржа, разработчики вышли на другие биржи. Кроме того, было организовано сообщество майнеров, запущено несколько майнер-пулов, созданы специализированные информационные ресурсы. Но на этом, собственно, всё, дальше дело не пошло. Хотя один из основателей талера, Денис Лавнекевич, настроен оптимистично: говоря о том, что сегодня в мире все основные криптовалюты пришли в некое равновесие, он убеждён, что талер в стратегических позициях смотрится довольно убедительно. Изменений нужно ждать нескоро Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать: несмотря на хорошее, полезное для экономики начинание белорусских властей пока что пробуксовывает в реализации. Принятый Декрет №8 представляет собой скорее рамочный документ – он говорит о том, что разрешено делать в криптовалютной сфере, но не устанавливает того, как это делать. Для полного функционального запуска цифровой экономики Белоруссии нужна хорошо проработанная нормативно-правовая база. Сначала проговаривалось, что эту базу пропишет Правительство и Нацбанк, затем президент Лукашенко перепоручил создание законодательной конкретики руководству Парка высоких технологий. Но позиция руководства однозначна: что-либо предпринимать в этом направлении до приезда FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering – межправительственная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) бессмысленно, а значит, проработка законодательных вопросов откладывается до следующего года. Так или иначе, заинтересованные в развитии цифровой экономики Белоруссии эксперты едины во мнении – изменений на криптовалютном рынке в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе ожидать не приходится.