Войти в почту

Что такое социальный рейтинг и как с ним жить

Признавайтесь, страшно или смешно вам было смотреть серию «Черного зеркала» про погоню за лайками? Ту, где показано недалекое будущее, в котором любой – от работника заправки до бойфренда – может поставить вам оценку. А получившееся среднее число становится личным рейтингом, и от него зависит, светит ли вам повышение, сможете ли вы снять квартиру в хорошем районе и даже пригласит ли вас на свадьбу лучшая подруга. Снятая с большим, хотя и чернее черного юмором история кажется фантастической исключительно тем, кто еще не слышал про китайскую систему социального кредита, о запуске которой впервые было объявлено в 2014 году. В ней все как в «Черном зеркале», только еще строже и максимально обезличено: баллы вычисляются сложным алгоритмом (задействованы все мощности big data), учитывающим любые аспекты человеческой жизни – от нарушения правил дорожного движения до конфликтов с соседями и критических высказываний в адрес властей. Пока рейтинг работает в тестовом режиме, но уже этим летом, по данным новостного портала Global Times, больше10 миллионов китайцев не смогли купить билет на самолет или поезд из-за слишком низкого коэффициента. А когда в 2020 году подключение к социальному кредиту станет обязательным для всех полутора миллиардов жителей страны, мы станем наблюдателями эксперимента, до которого удивительным образом не додумался ни один автор антиутопии. А все потому, что во времена Замятина но или смешно вам было смотреть серию «Черного зер- и Оруэлла просто не существовало социальных сетей, а значит, и массовой погони за одобрением, смайликами, шерами и репостами. Впрочем, почему только наблюдателями? «Китайская цифровая диктатура», как ее окрестили либералы, в той или иной мере касается каждого, кто начинает свое утро с проверки аккаунта в инстаграме или хоть иногда ездит на такси. Нет, я, конечно, не хочу сказать, что большой брат уже пришел за нами и завтра нас подвергнут остракизму за переход дороги на красный свет. Но давайте вместе посчитаем количество рейтингов, в которых участвует обитатель современного мегаполиса. Ему выставляют оценки водители Uber и Wheely – если вы не знаете свою, очень советую проверить соответствующие приложения: клиенты с цифрами ниже 2.1 имеют реальный шанс не дождаться машины. Еще строже дело обстоит в Airbnb, где лучшие предложения аренды гарантированно достаются самым дисциплинированным съемщикам с безупречной репутацией на сайте. Многих пользователей сервисов такая ситуация не устраивает: они не понимают, за что и почему их оценивает нанятый ими же работник. «Это обязательное условие децентрализованной экономики, – пожимает плечами основательница блокчейн-проекта GOLOS Марина Гурьева. – Как иначе без общей системы контроля и ответственности понять, что представляет собой человек и какого кредита доверия он заслуживает? Только на основании заключений усредненного алгоритма». Но кроме удобных приложений, от которых мы не отка- жемся, даже если нас раздражает необходимость бороться за одобрение других участников процесса, существуют и более сложно устроенные структуры. И речь, конечно, о социальных сетях. В 2016 году Instagram, который к тому времени разросся почти до миллиарда пользователей, отменил простую хронологическую схему ленты и ввел алгоритмическую. То есть первыми вы видите посты наиболее популярных и лайкоемких аккаунтов из вашего списка. Это автоматически разделяет всех пользователей на «инфлюэнсеров» и «наблюдателей» и крайне затрудняет переход из второй группы в первую. Каким бы увлекательным, безупречно красивым и до последнего кадра выверенным ни был ваш аккаунт, если до «великого перелома» за вами следило меньше пары тысяч подписчиков, мировое инстаграм-господство – по крайней мере добытое без значительных материальных вложений – вам не светит. А все потому, что ваши посты в основном видят верные друзья из тех, кто ставит лайк даже неудачным утренним селфи, и вовсе не замечают пользователи с более высоким статусом. И остальные сети работают по схожим схемам. Но даже если вы не планируете стать популярным блогером, надо понимать, чем чревата роль сетевого «невидимки» в долгосрочной перспективе. Дебора Люптон, автор книги «Цифровая социология», объясняет, как работает сознание digital-масс. «Сейчас много говорят о скоростях потребления и отсеивания информации. Но то же самое и с людьми. Мы стремительно теряем способность поддерживать связь с теми, кто не мозолит нам глаза своими селфи или не раздражает наш мозговой аппарат парадоксальными высказываниями». Другими словами, если ты регулярно не баламутишь воду вокруг себя, для большинства твоих знакомых ты просто не существуешь. Мысль эта показалась мне настолько пугающей, что перед тем как писать статью, я провела эксперимент. В течение двух месяцев я рассказывала в социальных сетях буквально обо всем, что занимало мое внимание: перепощивала любопытные статьи на самые разные темы, делилась дурацкими новостями и находками из новейших коллекций и с восторгом неофита доносила до читателей свои впечатления от чемпионата мира по футболу. В среднем моя сетевая активность возросла процентов на сорок, и вместе с ней пропорционально увеличилось количество социальных взаимодействий: приглашений на вечеринки, сообщений от старых друзей и даже деловых предложений. Так что не обманывайте себя: если рядом с вашей фотографией профиля еще не красуется цифра рейтинга, это совсем не значит, что у вас его вообще нет. Текст: Анастсия Углик

Что такое социальный рейтинг и как с ним жить
© Harper’s Bazaar