Архитекторы Краснодара рассказали о сложностях возведения знаковых городских сооружений
Северные мосты, трамвайное сообщение и храм Рождества Христова – без этих объектов Краснодар сегодня сложно представить. «КИ» узнали историю появления этих знаковых городских сооружений от людей, которые были непосредственными свидетелями и участниками их возведения. Прозорливый градоначальник Трудно представить, что когда-то Северных мостов в Краснодаре не было, но это так. До конца 70-х годов прошлого века горожане ездили по Северной, которую в двух местах перерезают железнодорожные пути – на пересечении с Тихорецкой и Новороссийской, и по несколько раз в день стояли на переездах, пропуская поезда. Учитывая, что в 70-х годах автомобильный трафик был куда меньше современного, город тогда вполне мог обойтись и без путепроводов. Однако председатель горисполкома Краснодара Виктор Артюшков, строитель по профессии, так не считал. «Виктор Данилович был человеком прозорливым и хозяйственным, он никогда не откладывал на завтра то, что можно было «пробить» наверху и построить сейчас», – вспоминает Анатолий Мокроусов, бывший главный архитектор Краснодарского края, а в те годы – начальник управления капитального строительства Краснодара. При создании нового генплана города разработали новую дорожную схему. В нее внесли и строительство двух путепроводов на Северной. «В Госстрое Артюшкову выделили средства на проект Северных мостов шириной всего 18 метров, но Виктор Данилович понимал, что это очень мало. Да, на тот день – достаточно, но ведь нужно смотреть в будущее. И он обратился к Николаю Константиновичу Байбакову – председателю Госплана СССР, который в прошлом возглавлял Краснодарский совнархоз. Благодаря ему краснодарские мосты расширили в два раза – до 36 метров». Однако денег на строительство Госстрой не дал: ждите – сказали. В переводе с чиновничьего языка это значило, что ждать придется лет двадцать. Зная об этом, Артюшков обратился к Емельяну Мокроусову, отцу Анатолия Мокроусова, который возглавлял краевое отделение Стройбанка. Тот подсказал, как найти деньги, чтобы начать стройку, а потом помог получить остальную сумму через Совет министров СССР. «Строительство моста над Тихорецкой началось в 1974 году, шло ударными темпами и завершилось примерно через полтора года. Второй мост начали возводить сразу после него, на него ушло около двух лет». Праздник к празднику Можете представить себе Краснодар без трамвайной линии в Комсомольский, Юбилейный и на Солнечную через Садовый мост? А ведь все их построили относительно недавно, в 80-х – 90-х годах. «В то время открытие новых линий городского электротранспорта обязательно приурочивали к каким-нибудь праздникам – 9 Мая, 7 Ноября, Новому году», – рассказывает Евгений Суслов, тогда занимавший должность главного инженера Трамвайно-троллейбусного управления, – и такие подарки никогда не «срывались», выполнялись строго в срок. Стройка шла ударными темпами, в среднем занимала полтора года. И горожане не жаловались на неудобства, наоборот, собирали стихийные митинги, когда линии запускали, это был настоящий праздник». Последние три большие стройки по прокладке новых трамвайных линий пришлись на последние два десятилетия прошлого века, после них в городе уже ничего не строили. В 1984 году пустили трамвай от улицы Сормовской, до Тюляева в КМР. Затем от перекрестка улиц Калинина и Каляева, через который трамваи шли в Славянский микрорайон, пустили линию в Юбилейный. В 1997 году трамваи побежали от Промышленной, где была конечная, через Садовый мост до КубГТУ на Московской. «Все строительство выполнялось исключительно за счет городских средств, а качество исполнения было очень высоким. В некоторых городах, например, трамваи часто сходят с рельсов, у нас такого ни разу не было. К слову, наши трамваи считаются одними из самых быстрых в России – их средняя скорость составляет 16-17 км/час». Чудесные годы Храм Рождества Христова в Юбилейном на самом берегу реки Кубани – сегодня главное украшение микрорайона. А ведь по генплану развития ЮМР на его месте предполагалось построить стадион. Помог митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, тогда еще архиепископ: он обратился к местным властям, и те в кратчайшие сроки откорректировали план застройки. «Все восемь лет, что строился храм, были чудесными во всех смыслах этого слова, – говорит настоятель храма Рождества Христова протоиерей Александр Игнатов. – Он возводился исключительно на пожертвования прихожан и других добрых людей, среди которых были даже неверующие бизнесмены». Как-то у ворот храма остановилась белая «Волга», из нее вышел мужчина при галстуке и деловито потребовал «главного». Когда настоятель заметил, что главный тут Христос, тот отмахнулся: «Давайте без пропаганды, меня в Бога верить не учили. Но вчера мне был голос свыше: «Пойди и помоги храму Рождества Христова», и вот я здесь. Чем вам помочь?» «А нам тогда очень нужно было 400 кубов бетона для заливки монолитных поясов. Объехав три завода, я раздобыл только полтора кубометра. Ну, думаю, скажу как есть. Огласил цифру и аж голову опустил от смущения, до того просьба показалась дерзкой. Но Виктор Дементьевич (так его звали) даже бровью не повел. «Я дам вам этот бетон, у моего завода есть свой растворобетонный узел». Отец Александр признается, что когда был объявлен конкурс на лучший проект храма, он рассчитывал на небольшую церковь, но митрополит Исидор, посмотрев все рисунки, остановился на проекте заслуженного архитектора России краснодарца Юрия Субботина. «Помню, я обомлел, ведь его проект предполагал строительство огромного храма: 40 метров в длину, 21 – в ширину и 45 метров в высоту, под главным куполом с крестом. Откуда взять такие деньги?! Но потом успокоился: «Без Бога и часовни не построишь, а с Богом все по плечу». Закладка и освящение первого камня в основание будущего храма состоялись 10 мая 1992 года, а 2 января 2000 года владыка Исидор освятил храм в честь святого Христова Рождества. «КИ» ранее писали: Как молодые архитекторы Краснодара смотрят на развитие города. Читайте новости там, где удобно: Fb , Vk, Оk, Яндекс.Дзен.