Томос для Белоруссии: По следам одного фейка
Сенсационные заголовки увенчали на днях удивительные материалы украинской прессы. О том, что Белоруссия тоже хочет «Томос». Сама тема украинскими журналистами выбрана не случайно. Потому что они все работают в режиме пропаганды и оптичивания темников с Банковой. А та с лета агитирует за то, что Украине зачем-то, к существующим четырем православным церквям и одной униатской, нужна еще одна. Чтобы она была, нужен «Томос от Фанара». Тем, кто не знает, что такое «Томос» и «Фанар» дальше лучше не читать, потому что объяснять эти понятия долго. А кто знает, о чем речь, не всегда понимают смысл. Потому что Петр Порошенко нарушил Конституцию Украины тем, что вообще занялся этим вопросом. Согласно основному закону, религия отделена от государства, в стране свобода вероисповедания и вмешиваться в дела церквей государство не имеет права. Порошенко Конституцию нарушил, он намерен создать официальную, государственную религию, и настроен заставить верующих ходить в именно эту церковь. На этом фоне светской пропаганде дано задание агитировать за то, почему это все нужно. В этих рамках украинские СМИ вольны в выборе тем. Но вот — новый поворот. Белорусский! «Белорусская церковь тоже намерена получить автокефалию». «Церковь Белоруссии имеет канонические основания для получения автокефалии». «Почему белорусская церковь хочет получить автокефалию?». «Белорусская церковь высказалась за предоставление Томоса». Эти заголовки нельзя назвать пропагандистскими. Они вполне информативны и опубликованы СМИ, которые считаются «высшей лигой». Дивизионом ниже публикуются другие варианты, более привычные для русофобской прессы. Например: «Белорусский архиепископ: Москвы еще не было, когда наши храмы уже стояли; После Украины мы просто обязаны получить автокефалию». И вот, как не странно, но пропагандистский заголовок более правдив в передаче информации. Потому что «информативные» заголовки как раз вводят читателя в заблуждение. Потому что сообщают ложь, как свершившийся факт и не указывают источник информации. Желтая пресса, при всех своих антироссийских штампах, на источник информации ссылается. Итак, кто же этот белорусский архиепископ, который хочет Томос? Зовут его, Вячеслав Вячеславович Логин, это в миру, а в сане он именуется архиепископ Новогрудский Святослав. Уроженец Украины. Проживает в США. И вы уже поняли, что к действующей, канонической Белорусской православной церкви он никакого отношения не имеет. А к чему он имеет отношение? К самопровозглашенному киевскому патриарху Денисенко (Филарет). В 1994 году он присоединился к украинским раскольникам, поступил в их семинарию, которая находится на Михайловской площади города Киева, которую окончил в 1999 году. Архиепископ Новогрудский — птенец гнезда Филарета. Первоиерархи УПЦ КП и БАПЦ на концерте. Епископ Святослав (Логин) - крайний слева, патриарх Филарет (Денисенко) - крайний справаПервоиерархи УПЦ КП и БАПЦ на концерте. Епископ Святослав (Логин) - крайний слева, патриарх Филарет (Денисенко) - крайний справа Что было потом в биографии «белорусского» соискателя Томоса? Он был послан «патриархом» Денисенко в США, где год учился на теологическом факультете Манитобского университета в Канаде. Судя по сроку обучения (1999-2000) это были скорее курсы повышения квалификации и перепрофилирование. Ибо в 2000 году Вячеслав Логин был рукоположен в сан диакона и священника БАПЦ. Это группа неканонических и самопровозглашенных церквей, созданных во время временной оккупации нацистами Белорусской ССР, и которые после войны коллаборационисты-эмигранты воссоздали на территории Соединенных Штатов. Находится под омофором Константинополя, хотя и в юрисдикции так называемой Карпато-русской (русинской) епархии США. История авантюрна, но о ней ниже. Что происходит в этих самопровозглашенных церквях мы имеем самое смутное представление. Сам Логин, как агент самопровозглашенного же «патриарха» Денисенко, был 24 сентября 2007 года возведен в достоинство игумена и архимандрита, представителем украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), архиепископом Александром (Быковцом). А в 2008 году хиротонисан во епископа Новогрудского. Обряд посвящения совершали самопровозглашенные священники, среди которых фигурируют звания «уманский и детройтский», «хьюстонский и техасский» и так далее. Сегодня Вячеслав Логин проживает в США и служит в кафедральном соборе св. Кирилла Туровского в Бруклине. Кстати культовое здание на православную церковь не похоже. Отдаленно напоминает католическую, но это не она. Помещение было приобретено в 1957 году у пресвитерианской, протестантской общины. Все сложно и с историей так называемой БАПЦ, предстоятеля которой цитируют украинские СМИ. В 1942 году немецкие захватчики заставили оставшийся в оккупации епископат РПЦ провести Всебелорусский церковный собор, чтобы провозгласить отделение от Москвы. Под давлением нацистов собор принял Статут «Белорусской автокефальной православной национальной церкви», но автокефалию провозгласить не дерзнул. Иерархи же Белорусской православной церкви во главе с архиепископом Филофеем (Нарко), которым автокефалия была навязана насильно, за неё не держалась и в эмиграции, в мае 1946 года влились в состав Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). А вот те, кого теперь представляет Логин, обратились за помощью к Украинской автокефальной православной церкви (не путать с УПЦ КП) с просьбой создать для них Белорусскую автокефальную православную церковь. Глава УАПЦ Поликарп (Сикорский) благословил епископа Сергия (Охотенко) принять их под свой омофор. Последний стал первым предстоятелем БАПЦ. Сергий, как и Логин, — уроженец Украины. В миру — Сергей Прокофьевич Охотенко. И тоже начинал карьеру в УАПЦ. С него начинаются многочисленные дрязги, расколы, конфликты, которые не дают толком разобраться в том, что собственно считать БАПЦ. Охотенко был человеком конфликтным, властным и алчным. Получив омофор от Константинополя, Сергий умер под анафемой Патриарха. А похоронить себя завещал в сидячем положении, как хоронили Византийских императоров. Сразу после его смерти БАПЦ раскололась на Американо-Австралийскую и Канадско-Европейскую. В 1980 году случился новый раскол, с взаимным анафемствованием, после чего появились еще две группы, именующие себя БАПЦ. Одну из них возглавляет Логин. После распада СССР они все появились в Белоруссии, но пустить там корни им не дали. Зато появился еще один толк БАПЦ, который оседлал изверженный из сана РПЦ, бывший священник, Иван Спасюк. Тоже украинец. Иерархи из США его не признают, но это не помешало Спасюку войти во Всемирный Американский Патриархат. Еще одну белорусскую церковь за границей. Именно там получил титул «патриарха» глава созданной в начале 90-х Белорусской народной автокефальной православной церкви (БНАПЦ), не признаваемой БАПЦ, Пётр Гуща. Ещё одним новым митрополитом и главой БАПЦ объявил себя некто Александр Сологуб. Путь от мирянина до епископа он прошел за три недели. И через месяц был отлучен от БАПЦ. Потом снова провозгласил себя главой БАПЦ. А потом снова был отлучен. В 2000-х центром БАПЦ стал кафедральный собор святого Кирилла Туровского в Бруклине. Тот самый, где служит Логин. Из православных обрядов там сохранились лишь некоторые внешние атрибуты. Фактическое управление осуществляют Борис Данилюк, Зенон Позняк, Вячеслав Логин и Николай Саганович. В 2005 году эта компания была подвержена анафеме по обвинению в неофашизме и превращении церковной общины в псевдохристианскую, националистическую, тоталитарную секту, весьма далёкую от Церкви. Дальше — совсем шекспировские страсти. Несогласные с анафемой во главе с секретарём Консистории БАПЦ Борисом Данилюком заблокировали церковь в Бруклине. В 2005 году формальный предстоятель БАПЦ, престарелый митрополит Изяслав предал анафеме Бориса Данилюка. В ответ Данилюк поместил Изяслава в дом престарелых и сделал невозможным какой-либо доступ к нему. Изяслав умер в ноябре 2007 года. К тому времени БАПЦ (Изяслава-Данилюка) насчитывала два действующих прихода: в Бруклине и Гайлен-Парке. Остальные пустуют и разрушаются. Вот кто именно стал источником фейка о том, что Белоруссия тоже хочет Томос. Выводы напрашиваются такие… Никакой БАПЦ в природе не существует, все это — самодеятельные клубы белорусской, оппозиционной эмиграции, в которой преобладают люди с украинскими фамилиями, родившиеся на Украине и религиозную карьеру начавшие в неканонической церкви самопровозглашенного «патриарха» Филарета. Это и правда тоталитарные секты, пользующиеся идеологией нацизма. Единства среди них нет, они никем не признаны, и выступать от имени народа Белоруссии не имеют права. В данном случае комментарий Логина был выдан за мнение канонической Белорусской Православной Церкви. Фейк родили именно украинские СМИ. Точнее, украинская редакция радио «Свобода». И, судя по тому, что фейк разгоняют именно и только украинские журналисты, речь идет о пропагандистской кампании, авторы которой сидят в Киеве и представляют Петра Порошенко.