В Москве открылась выставка, посвящённая художнику Георгию Нисскому
В Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) состоялось открытие, пожалуй, одного из самых ожидаемых проектов осени – крупнейшей ретроспективной выставки, посвящённой Георгию Нисскому. Художник, чьё имя гремело в 1950-1960 годах, сейчас обретает новую славу. Пейзаж Нисского «Над снегами», написанный в 1964 году, был приобретен ИРРИ на аукционе Sotheby’s в 2014 году почти за $3 000 000, тем самым установив рекордный результат, став самой дорогой картиной реалистической живописи в 20-м веке. Среди гостей вернисажа были замечены Андрей Бартенев, Божена Рынска, Юлия Барановская, Дмитрий Миллер, Полина Аскери, Ирина Курбатова, Борис Белоцерковский, Марина Добровинская, Анна Монгайт, Владимир Раевский, Антон Белов, Андрей Бескин и Ольга Бескина-Лабас, Николай Палажченко, Евгения Попова, Юрий Аввакумов, Алена Кирцова, Семен Агроскин, Павел Отдельнов и другие. ИРРИ – один из самых авторитетных московских музеев в том, что касается научной работы: пожалуй, мало кому кроме Третьяковки и Пушкинского удаются такие кропотливые и проработанные выставки. Георгия Нисского музей уже показывал в рамках временных выставок, но его ретроспектива – и такая подробная – показана впервые после смерти художника в 1987 году: на выставке представлены работы из 25 музеев и 5 частных коллекций. Железные дороги, автострады, покоренное самолетами небо и морской пейзаж, а также его фирменный приём – непривычно низкий горизонт, сообщающий композициям Нисского бескрайнее пространство, – так собирательно можно описать основные темы и персонажей художника, который сегодня становится одним из самых популярных советских мастеров. Для посетителей выставка начала свою работу 14 сентября. Гости вернисажа смогли сфотографироваться с ретро-автомобилем ГАЗ-21 «Волга» II – именно на этой модели Георгий Нисский ездил на этюды. Автомобиль будет установлен у входа в музей и 14 сентября. Арт-директор музея и куратор выставки Надежда Степанова отметила, что «Нисский – очень творческий и современный автор, работы, представленные на выставке, могли быть написаны и сегодня. Художник остановился в одном шаге от модернизма – это очень интересная, тонкая грань, которую, я надеюсь, мы хорошо показали на этой выставке». Ретроспектива рассказывает не только о пути самого Нисского, но и представляет панораму вдохновивших его мастеров: от Аркадия Рылова и Альберта Марке до Николая Рериха и Александра Дейнеки. Большое количество документальных материалов, представленных на проекте, показаны впервые. Вслед за выставкой последует издание масштабного каталога, объединяющего материалы из более, чем 100 музеев и частных коллекций. Основатель ИРРИ, меценат Алексей Ананьев рассказал, что идея организовать эту выставку возникла около двух лет назад, однако «активно готовить мы ее начали год назад, понимая, что 2018 год - год 115-летия со дня рождения Нисского, творчество которого мы знаем больше на интуитивном уровне, потому что все его работы узнаваемы, но далеко не все знают, что это именно Нисский. Один из основоположников советской живописи и один из основателей общества художников-станковистов, этот человек по уровню таланта и по глубине находится на одном уровне с Дейнекой, с Пименовым, с крупными мастерами, с которыми он не только работал, но в то же время еще и дружил. И мы, начав готовить эту выставку, обнаружили, что практически все знаковые, серьезные работы Нисского находятся в региональных музеях, и у зрителей до сегодняшнего дня не было возможности ознакомиться с творчеством художника в таком объеме. Поэтому мы собрали основные работы Нисского из 25-х музеев России, систематизировали их, а также решили показать работы тех художников, творчество которых оказало на Нисского влияние».