Горе от ума. Как изобретатель Шамшуренков попадал в тюрьму из-за таланта
Ещё в первой половине XVIII века Леонтий Шамшуренков придумал автомобиль, столичное метро и волжские речные каналы. Как сложилась жизнь изобретателя, рассказывает «Аиф-НН». Родина Леонтия Шамшуренкова затерялась на границе Нижегородской области и Марий Эл. Там у деревень двойные названия и до сих пор шумят священные марийские деревья. Механик из Большого Поля Сегодня любой желающий может побывать на родине крестьянина-изобретателя Леонтия Лукьяновича Шамшуренкова (1687-1758). Для этого достаточно сесть в автомобиль и поехать севернее Нижнего Новгорода, за реку Ветлугу, в село Большое Поле, или по-марийски - Когоцари, Воскресенского района. Дорога - приличный лесной грейдер, на который нанизаны полуживые деревеньки с потемневшими от дождей и времени избами и колодцами-журавлями. Большое Поле будет в самом конце этой дороги, среди таинственных Килемарских лесов. В 1687 году, когда и родился механик, эта земля относилась к Яранскому уезду Казанской губернии. Сохранилась легенда, что село в марийском лесу на берегу быстрой речки Юронги незадолго до рождения изобретателя основал русский мужик по имени Афанасий. Он поставил двор, сжёг вокруг лес, распахал поле, обзавёлся хозяйством и сосватал себе бойкую марийскую красавицу Овдать. Привёз Афанасий в свой дом молодую жену, а та и назвала своё новое место жительства Когоцари, то есть «Большое Поле». Сейчас в селе больше одного двора. Чувствуется былой размах - около больших изб с резными наличниками стоят видавшие виды лесовозы. Здесь не помнят Шамшуренкова - слишком много прошло времени. И на сельском погосте не найти его могилы. Поднять Царь-колокол Первым, кто действительно «открыл» Шамшуренкова, был доцент Всесоюзного заочного политехнического института Евгений Иванович Гагарин (1900-1958). Его многолетние поиски в центральных и областных архивах, инженерный анализ и оценка расширили и уточнили представление о технической значимости разработанных Леонтием Лукьяновичем машин. Историки предполагают, что механик Шамшуренков был грамотным, наверняка умел писать и мог рисовать модели своих изобретений. Очевидно, в молодости он занимался ремеслом и привлекался для работ дворцовым ведомством, к которому относилось его родное село. Известно, что Шамшуренков в 1730-1731 годах был в Москве на отливке Большого Успенского колокола - «Царь-колокола». Вес колокола составил около 200 тонн, и его надо было поднимать на звонницу. Над изготовлением подъёмника трудилась большая группа изобретателей, а к «освидетельствованию» моделей привлекались такие авторитетнейшие эксперты, как знаменитый механик Андрей Нартов и профессора незадолго до этого учреждённой Академии наук господа Эйлер, Бернулли и Лейтман. Впечатлённый работами, Шамшуренков начал работу над своим первым крупным изобретением - подъёмной машиной. Летом 1736 года Леонтий Лукьянович вновь пришёл в Москву и подал в Московскую сенатскую контору «доношения» об изобретённых им машинах. 23 августа 1736 года сенатская контора распорядилась «оному Шамшуренкову к подъёму большого Успенского колокола сделать модель немедленно, под смотрением сенатского вахмистра». За два последующих месяца изобретатель изготовил несколько моделей подъёмных устройств. Уже 27 октября было вынесено экспертное заключение, признавшее, что «из тех присланных машин две, которыми колокол из земли вынимать и по земле тащить, признавались быть к подъёму больших тяжестей удобными». Началось изготовление подъёмной установки над колокольной литейной ямой. Всё перечеркнул «великий Троицкий пожар» 29 мая 1737 года. Этот один из наиболее опустошительных пожаров за всю историю Кремля уничтожил возводившиеся деревянные конструкции. «Царь-колокол» упал с помоста и раскололся. «За учинившимся тому колоколу повреждением, - сообщала позднее Московская сенатская контора в Правительствующий Сенат, - поднимать его стало не для чего». К 9 июня Шамшуренков получил паспорт и был «того ради отпущен в дом свой». Самобеглая коляска: чертежи из тюрьмы Вернувшись в деревню, изобретатель приступил к конструированию «самобеглой» коляски - механического экипажа, передвигавшегося без конной упряжки, усилием стоявших на нём людей. Железных деталей у механика не было. Он обходился деревянными. И тут в 1741 году Шамшуренкова угораздило влезть в судебную тяжбу за земной надел. Итог был печален: влиятельные вельможи, опасаясь грамотного Шамшуренкова, добились тюремного заключения механика. За десять лет заключения он был многократно бит, подвергнут пыткам и побывал в острогах Казани, Москвы и Нижнего Новгорода. Именно из нижегородской тюрьмы в 1751 году Шамшуренков смог передать в Московскую сенатскую контору через своего племянника чертежи «самобеглой коляски». В феврале 1752 года последовало сенатское определение: Шамшуренкова прислать в Санкт-Петербург прямо из тюрьмы в сопровождении солдата. Там изобретатель получил квартиру, удобное место «для делания» коляски, инструменты и материалы, а также помощников, «слесарных и кузнечных, и прочих художеств» мастеров. Выделялось ему и кормовых денег - десять копеек в день. Изготовление коляски продолжалось около пяти месяцев. К началу сентября были готовы тележечная рама с четырьмя ходовыми колёсами и открытый кузов с двумя сиденьями для пассажиров («праздных людей»). Кузов был подвешен к раме на ремнях, заменявших тогда рессорную подвеску. Переднюю колёсную ось изобретатель сделал поворотной, шарнирно закреплённой на центральном шкворне. На задней оси были насажены зубчатые колёса двойного приводного механизма, помещавшегося на специальной площадке позади пассажирских сидений. К этой площадке выводились скреплённые с передней осью передаточные тяги механизма рулевого управления. Коляску Сенат изучал около года. Диковинка понравилась. Однако в бумагах был найден черновой лист, где в именовании императрицы было допущено зачеркивание, и изобретатель оказался опять в тюрьме за неуважение к правительнице. Потом гнев сменили на милость, и прожектёр получил свободу. Весной 1753 года механику было велено выдать наградных 50 руб. и сверху - на проезд до дома и пропитание. Весьма солидная сумма по тем временам! Метро и речные каналы Воодушевлённый наградой, механик Леонтий Шамшуренков решил предложить властям ещё несколько своих изобретений. Среди них были «сани, которые будут ездить без лошадей зимою, а для пробы могут ходить и летом», а также «часы-верстомер, которые ходить будут на задней оси, на которых будет показываться на кругу стрелкою до тысячи вёрст, и на каждой версте будет бить колокольчик». Так как столица потрясла Шамшуренкова количеством экипажей и обозов, он предложил также прорыть подземные улицы для движения, куда и стоило бы загнать все экипажи. Это было практически метро! И если к этому отнеслись как к фантазии, то вот планы изобретателя соединить реку Москву с Верхней Волгой через рытьё каналов повлекли за собой обвинение в святотатстве - реки, мол, прокладывать может только Господь Бог. Шамшуренкова опять заковали в кандалы и тут же отправили в тюрьму. Кто ж знал, что и метро, и канал имени Москвы будут радовать москвичей на пару веков позже? Как механик освободился из острога - неизвестно. Он был уже весьма пожилым человеком, много болел. Шамшуренков успел вернуться в родное село и умереть в окружении родных и близких в 1758 году.