Ещё

Выжутович: Нерасчетливо видеть Казахстан моноэтническим государством 

…С Татьяной Кузиной, председателем правления павлодарского «Славянского центра», пьем чай с вареньем. На столе самовар. Сидим в просторной светлой комнате, по убранству напоминающей музей, на втором этаже бывшего кинотеатра «Октябрь», где отныне проводят досуг некоторые энтузиасты, создавшие здесь что-то вроде русской колонии. «Наша цель — объединить славян под крышей одного дома, — разъясняет Кузина общественное предназначение центра, — сохранить с Россией единое культурное и образовательное пространство. Мы просто вынуждены собирать фольклорные материалы. Вот недавно собрали фольклор павлодарского Прииртышья…»
Кто хотел бы видеть Казахстан моноэтническим государством, тот весьма нерасчетлив
Мне, уроженцу Павлодара, слышать все это и странно, и смешно. Русских, украинцев, белорусов во времена моего детства в городе было ну разве чуть больше, чем сейчас. Но «славянского единства» никто не искал, национальной своей самобытности не удостоверял блинами, сарафаном, балалайкой… В этой пробудившейся тяге к выставляемым напоказ русско-народным песням-пляскам, расписным самоварам, казачьей амуниции есть некий вызов, тоже странный. Я родился и вырос на улице Бебеля. Теперь это улица Естая. Меня принимали в пионеры на главной площади у памятника Ленину. Этот памятник давно демонтирован. Ни к Бебелю, ни к Ильичу никто из моих здешних родственников, друзей и знакомых никаких чувств не питает, к исчезновению того и другого с карты Павлодара вполне равнодушны.
В консульский отдел российского посольства в Казахстане приходят иногда такие письма: «Прошу ходатайствовать о предоставлении мне и членам моей семьи статуса вынужденного переселенца. Мы русские. Я специалист с двумя дипломами об образовании. Но вынуждена ехать в Россию в поисках работы. Из общеобразовательной школы N 14, куда я устроилась учителем русского языка, я была уволена из-за сокращения уроков по моему предмету…» В правдивое повествование павлодарцев, ищущих прибежища в России, для густоты картины нередко вплетается и отчаянный вымысел: «Совсем мало осталось газет на русском языке, по телевизору — только республиканские передачи…». В областном акимате (администрации) мне дали официальную справку: из 38 периодических изданий, выходящих здесь, 27 печатаются на русском языке разовым тиражом в 260 тысяч экземпляров. Еще 6 издаются одновременно на русском и казахском. Более 80 процентов населения области имеют возможность смотреть передачи российских телеканалов. В конце концов и мои павлодарские собеседники, представители «нетитульной нации», честно признали: «Многие русские у нас спекулируют на национальном вопросе. Чуть что — кричат о дискриминации».
Это все подчас очень болезненно, но естественно и неизбежно. «Старшего и младшего брата» теперь нет и никогда уже не будет. Есть независимое суверенное государство со своими национальными приоритетами. Жить здесь, признавая эти приоритеты, или отправляться на историческую родину — это каждый решает сам. Кто хотел перебраться в Россию или Германию, те давно уже там (это первая волна эмиграции, она началась сразу после распада СССР). Кто не желал уезжать, те приспособились к новым реалиям. Некоторые занялись бизнесом. Некоторые делают карьеру на госслужбе. К последней информации я отнесся недоверчиво, спросил, так ли уж может в Казахстане сделать хорошую карьеру молодой человек с русской, украинской или, скажем, немецкой фамилией. Может, сказали мне.
Пока Назарбаев у власти, Казахстан гарантирован от глобальных межнациональных конфликтов
На акции в защиту прав русскоязычного населения Павлодар не поднимался и вряд ли поднимется: повода к этому нет. Кому же очень трудно, тот без шума и демонстраций продает квартиру, собирает вещи и просто уезжает отсюда. Чаще — в Россию и Германию.
Согласно опросам, 28 процентов казахов поддерживают выезд из республики представителей других этносов. Но кто хотел бы видеть Казахстан моноэтническим государством, тот весьма нерасчетлив. Казахи в большинстве своем значительно русифицировались. Сокращение русского населения создаст всеобщий дискомфорт, и казахи его почувствуют как никто другой. Попытки цементировать общество на образах феодального прошлого совершенно бессмысленны. И власти Казахстана это хорошо понимают. Нурсултан Назарбаев — реалист, неизменно сторонящийся крайностей. Искусно маневрируя между главными этническими общностями руководимого им государства, он не дает широкого выхода национальному экстремизму. Его умение сдерживать политические порывы национал-радикалов одинаково ценят представители и казахской, и русской оппозиции. И те и другие вынуждены признать, что пока Назарбаев у власти, Казахстан гарантирован от глобальных межнациональных конфликтов.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео