Самые важные произведения искусства в контексте политики, экономики, литературы, науки и событий с начала времен до наших дней. Богато иллюстрированная «Хронология искусства» предлагает глубокое понимание истории произведений, начиная с наскальной живописи и заканчивая последними граффити загадочного Бэнкси. Часто мы не сразу понимаем важность событий, современных произведению. Импрессионизм, пожалуй, одно из самых значимых течений недавнего времени. Кому-то покажется, что оно могло возникнуть в любое время, но его появление в конце XIX в. объясняется уникальным стечением обстоятельств. На импрессионистов повлияла барбизонская школа художников, писавших этюды в лесу Фонтенбло, история независимого художника Гюстава Курбе и особенно радикализм Эдуарда Мане. При этом появление живописи на пленэре — основы импрессионизма — обусловлено и внешними факторами. © «Лес Фонтенбло. Утро», Теодор Руссо Тогда отмечался быстрый прогресс в производстве материалов. Раньше краску можно было приобрести только в свином пузыре, завязанном шнурком. Чтобы пользоваться ею, нужно было проколоть оболочку. Но никто не придумал, как заделать дырку; хуже того, на воздухе краска быстро сохла. Да и сам пузырь было непросто носить с собой: в любой момент он мог лопнуть. Писать на пленэре было неудобно. Производители искали решение. В 1830 г. появились металлические шприцы. Удобнее, но недешево. © Тары для красок 1840 года. Слева направо: мочевой пузырь, стеклянный шприц и металлический тюбик Прорыв совершил Джон Ренд, американский художник, живший в Лондоне. В 1840 г. он придумал гибкий жестяной тюбик с завинчивающейся крышкой. Тюбик не протекал,и его можно было открывать и закрывать — качество материала не страдало. Тюбики быстро стали популярны. И хотя поначалу цены на краски выросли, импрессионисты горячо приветствовали новую технологию. Как писал Огюст Ренуар: «Без красок в тюбиках не было бы ни Сезанна, ни Моне, ни Писсарро, ни вообще импрессионизма». В производстве пигментов также произошла революция. В 1856 г. молодой британский химик Уильям Генри Перкин пытался синтезировать хинин и заметил, что в одной из колб образовалось яркое вещество. Эксперименты привели к открытию анилинового красителя очень насыщенного лилового цвета. Перкин назвал его «мовеин». Краска стала пользоваться популярностью, пик которой пришелся на 1862 г.: королева Виктория выбрала платье лилового цвета для официального визита на лондонскую Всемирную выставку. Это открытие подтолкнуло других химиков Европы пойти по его стопам. За последующие несколько лет появились десятки новых синтетических красителей. Это означало, что импрессионисты располагали большим выбором цветов, чем их предшественники. © «Современная Олимпия», Поль Сезанн, 1874 год Пигмент (а точнее, его отсутствие) может влиять на то, как мы воспринимаем произведения искусства. В качестве самого необычного примера можно привести миниатюрные мраморные статуэтки, которые делали на островах Киклады в Эгейском море в третьем тысячелетии до нашей эры. Кикладские идолы стилизованы почти до уровня абстракции. Их головы треугольной формы, нет никаких черт лица, кроме носа. Руки на женских фигурках плотно прилегают к телу. Мужчины часто вырезаны сидящими с музыкальными инструментами. В начале XX в. художники были очарованы этими статуэтками, ясностью и простотой их форм. Большими поклонниками статуэток были Пикассо и Бранкузи. Некоторые скульптуры Модильяни сделаны под впечатлением от кикладских идолов. Но, как показал позднейший анализ, изначально на лицах идолов были нарисованы глаза и губы. Это вряд ли понравилось бы модернистам. © Амедео Модильяни, Tete, 1911-12 То же касается и классической скульптуры. Мы привыкли, что статуи однотонны, но правда в том, что большинство античных статуй были раскрашены. Музей классической археологии в Кембридже предпринял попытку показать, как выглядели статуи изначально, и раскрасил копии Дамы из Осера и Коры в пеплосе. Они демонстрировались рядом с нераскрашенными версиями. Контраст был поразителен… © Элемент реконструкции окраски «Саркофага Александра Великого» Иногда художники сами делали вклад в историю. Некоторые из них — как, например, Жак-Луи Давид и Гюстав Курбе — были тесно связаны с политикой. Некоторые занимали дипломатические посты, выполняя важные поручения своих покровителей — королей и принцев. Иногда связь с историей оказывается совершенно неожиданной. К примеру, вортицизм — авангардное движение в начале XX в. Во главе его стоял Уиндем Льюис. В движение входили и другие известные художники: Дэвид Бомберг, Эдуард Уодсворт, Кристофер Невинсон. Изобразительный стиль движение переняло от кубизма, а пафосную бунтарскую манеру — от футуристов. На их картинах можно было увидеть головокружительные калейдоскопы сцепленных угловатых форм. Вортицизм появился в 1914 г. Но не успела пройти первая выставка, как движение распалось в связи с событиями Первой мировой войны. Но забыто оно не было. В 1917 г. Британия страдала от нападений немецких подводных лодок. За три месяца они потопили около 500 торговых кораблей. © «Грязевая ванна», Дэвид Бомберг, 1914 Тогда Норман Уилкинсон — талантливый, но не выдающийся маринист — предложил Британскому адмиралтейству новый метод камуфляжа. Спрятать корабли было невозможно. Но, нарисовав на них абстрактные искажения, можно было визуально искривить их форму — подобно тому как делали вортицисты на своих полотнах. Это могло сбить с толку командиров подводных лодок. © Камуфляж кораблей времен Первой мировой Глядя на корабли, было невозможно сказать, плывут ли они вперед, или назад, или, может, и вовсе тонут. Предложение Уилкинсона было принято, и в Королевской академии в Лондоне возникла Лаборатория по ослеплению. Группы женщин из художественных школ делали рисунки, а профессиональные художники следили непосредственно за раскрашиванием кораблей. В результате тысячи торговых кораблей и сотни военно-морских судов в Британии, Канаде и США были покрыты камуфляжем. Вклад этих художников в историю официально признан в 2014 г. на столетней годовщине с начала Первой мировой войны. «Хронология искусства» Йейна Зачека рассматривает самые важные произведения в истории в контексте политики, экономики, литературы, науки и событий с начала времен до наших дней. Новый метод вписывает искусство в хронологию, что позволяет увидеть, какие внешние факторы влияли на художника в момент создания произведения. Книга предлагает глубокое понимание истории искусства, начиная с наскальной живописи и заканчивая последними граффити загадочного Бэнкси. В хронологические линии вплетается живая конкретика, что дает возможность ближе рассмотреть развитие общества, техники и стиля каждого периода. Издательство: «Манн, Иванов и Фербер»