Скандал из-за отверстия в космическом корабле «Союз МС-09» набирает обороты

Пять вопросов, которые нельзя не задать относительно инцидента с повреждением обшивки космического корабля «Союз МС-09», и настоящие космические катастрофы Скандал из-за отверстия, обнаруженного в космическом корабле «Союз МС-09», набирает обороты. На данный момент, сообщил «Вечерней Москве» источник в «Роскосмосе», по понятным причинам желающий остаться анонимным, никто никаких комментариев по этом поводу давать не уполномочен. — Ситуация неприятная, — заявил наш собеседник, — разгерметизация — это нештатная острая ситуация. Надо радоваться, что все вовремя было замечено и обошлось. Но осадок остался. Не будем забывать, что речь идет о работе в космосе, а то мы как-то так спокойно говорим об этом, будто это рядовой момент на соседнем футбольном поле. Хотел бы обратить внимание, что и у главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина на данный момент нет четкой версии. Есть версия приоритетная, да. Но педалировать ее я бы не стал – слишком высока ставка. Ведь как было: сначала тень подозрения пала на наших, включая техобслугу на земле, потом проскочила мимо версия о наружном повреждении, сейчас под подозрением американцы. Если последняя версия подтвердится, последствия этого будут весьма ощутимыми, поскольку это очередной конфликт с американцами. Сейчас соберется комиссия, точнее даже две комиссии, одна из которых чисто техническая, все факты специалисты проанализируют и сделают выводы. Любая утечка информации в данный момент чревата усугублением и без того острой ситуации. Нельзя этого допустить! Посмотрите, как притормозил глава «Роскосмоса», сначала выдавший свой вердикт просто наотмашь? Потому что он понимает: можно наломать дров. Назначать виновных заранее, до выводов комиссии, просто немыслимо. Мне, честно говоря, пока не удается восстановить в своем воображении «картину маслом» – как американец с дрелью наперевес отдирает обшивку корабля и, несколько раз неудачно пристраиваясь к стенке сверлом, просверливает-таки ее... Все работы на космических кораблях регламентированы, о любых ремонтах и починках тут же сообщается на землю. А количество записывающих видеофиксаторов таково, что надо очень постараться, чтобы рискнуть сверлить и на них не попасть. Еще раз подчеркну: мы говорим сейчас о космосе привычно, у нас он перестал ассоциироваться с подвигом, но это подвиг и сегодня. Подвиг и риск. Нужны какие-то очень веские основания для того, чтобы так «шутить» со Вселенной. Итак, перейдем к вопросам, на который сегодня пока есть лишь условные ответы. — Возможно ли такое в принципе? — Вообще возможно все. Лет двадцать тому назад, говорит наш анонимный эксперт, саму возможность подобного он бы отмел напрочь. Что в летчики, что в космонавты шла в то время элита человечества – люди с уникальными не только чисто физическими, но и морально-нравственными качествами. Почитайте книги генерал-майора Владимира Пономаренко, всю жизнь занимавшегося вопросами медицины в авиации и космонавтике, книгу «Авиация. Дух. Человек», например. Там все описано. Никто тогда, при всей идеологии, и мысли о подобном не допустил бы! Ведь подобное действие могло очень дорого обойтись, оно же таило потенциальную опасность для членов корабля – хоть дырочка и маленькая, но все равно она есть! Сегодня ситуация другая. Попытка человечества коммерциализировать даже космос может дорого ему обойтись. Деньги минимизируют нравственность. По еще одной версии у американцев заболел один из астронавтов, вот он и хотел спровоцировать ускорение отправки экипажа на Землю. При чем тут деньги – ясно: если возникает острая ситуация, за новый космический корабль платить американцам... — Какие версии рассматривались до этого? — Производственный брак (якобы отверстие было просверлено еще на Земле), попадание микрометеорита (версия отметена, так как вокруг дырочки видно несколько точек, образованных вследствие секундного касания сверла. На «междусобойчиках» говорили также, что это могла бы быть месть кого-то из старого состава «Роскосмоса» новому, но эта версия была отметена – в силу указанных выше морально-нравственных причин. Старые специалисты организации – люди другой формации, по сути советские, ни ради какой «мсти» они бы на такие риски не пошли. Это очень нравственная категория работников старой закалки. — Какие версии не рассматривались изначально? — Что дырку проделали пришельцы с планеты Нибиру. — Могли ли американцы попасть в российский сегмент без разрешения? Хотя бы теоретически? — Теоретически, да. Ну очень теоретически. «Союз» находится рядом со шлюзом, ведущим в американскую часть станции. Таким образом, полностью исключить несанкционированный доступ невозможно. — На что надеются сейчас профессионалы? — На то, что ситуацию серьезно, объективно расследуют. Космос – это более чем серьезно, на него работают суперпрофессионалы во всем мире. Поймите, это не блокбастер, не триллер про «чужих», на МКС и на «Союзе» нет Брюса Уиллиса – это наука, сопряженная в совестью и честью. Профессионалы мечтают о том, чтобы комиссия сработала быстро и четко и все точки над «i» были бы расставлены... На данный момент Роскосмосом уже запрошены копии записей с видеорегистратора и медпоказания американских астронавтов. — Но они их вряд ли выдадут, поскольку это область медицинской тайны, — сказали «Вечерке». — Однако считать, что отказ в выдаче документов равнозначен признанию вины тоже несколько странно... Космические боевики, драмы и приключения давно вошли в нашу жизнь, притягивают и завораживают. Именно они, правда, исподволь сформировали у людей отношение к космическим катастрофам как к некоему кинематографическому диву. В блокбастерах всегда находится какой-нибудь «крепкий орешек», который пусть и в последний момент, но спасает и мир, и экипаж или его остатки. Увы, в мире реальном история покорения космоса обходилась без супергероев. Нельзя сказать, чтобы она изобиловала трагедиями и драмами, но все же они случались — увы. Перечислим самые известные. Драмы и происшествия на «Аполлонах» «Аполлоны» были для американцев счастливой серией. Но началось все не очень радостно – с трагедии. В 1967 году, за месяц до запуска, в «Аполлоне-1» произошел пожар. Во время наземных испытаний на космодроме Кеннеди сработала цепочка случайностей, что и привело к трагическому результату. По недоработке инженеров внутри корабля часть проводов были плохо изолированы, а кто-то из механиков забыл внутри обычный гаечный ключ. Судя по всему, этот ключ кто-то из участников эксперимента переложил, но при этом коснулся проводки без изоляции. Кабина была заполнена кислородом, и когда случилось короткое замыкание, загорелась обшивка корабля и вспыхнул кислород. Люк открыть астронавты не смогли — его заклинило. В результате экипаж сгорел за 14 секунд: погибли Виджил Грисс, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи. После двух удачных высадок (будем считать, что они состоялись) на Луну в 1970 году американцы отправили в космос «Аполлон-13» — третью экспедицию, целью которой была высадка на лунную поверхность. Два дня на борту «Аполлона» прошли без приключений, в штатном режиме, но потом на «Аполлоне-13» взорвался кислородный баллон. На календаре было 13 апреля... Взрыв повредил главный двигатель, из корабля в космос вытекал кислород. «Хьюстон, у нас проблемы», – сообщили космонавты в командный центр, и фраза стала идиомой. «Аполлон-13» облетел Луну, о высадке уже речи не было. Ради экономии энергии экипаж выключил почти все системы, включая освещение и отопление. Уровень углекислого газа нарастал, температура на корабле падала. Но все было преодолено, и 17 апреля «Апполон-13» успешно приводнился в Тихом океане. В 1995 году по этой истории сняли фильм в Голливуде. Катастрофа «Союза-1» Когда наметилось отставание СССР от США в космической гонке (американцы уже проводили пилотируемые полеты в космос, СССР – нет), было принято решение любыми способами запустить на орбиту «Союз-1» с космонавтом на борту. Выбор пал на Владимира Комарова. Профессионал высшей степени, он отлично знал корабль и прекрасно понимал степень его неготовности к запланированному полету. Сразу после выхода на орбиту у «Союза-1» не раскрылась одна солнечная батарея, потом начали выходить из строя жизненно важные системы, включая системы ориентации. Космонавт вывел корабль на посадочную траекторию вручную. Трагедия случилась при посадке: на высоте 7 км отказали оба парашюта, потом окажется, что при их изготовлении была нарушена технология... И корабль вместе с космонавтом вошел в землю под Оренбургом на скорости 60 метров в секунду... Тело Комарова было обнаружено среди обломков корабля. Очевидно, он погиб во время страшного удара о землю, а затем дело довершил пожар... Жертвы «Союза-11» Красивые, яркие, солнечные люди, профессионалы — такими запомнились коллегам и друзьям Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Они полетели в космос в июне 1971 года. После 23 дней успешной работы на орбите «Союз» начал возвращаться на Землю и 30 июня успешно приземлился в Казахстане. Но всех троих космонавтов обнаружили мертвыми... прибывшая на место посадки поисковая группа обнаружила их. Как оказалось, произошла разгерметизация кабины, но на высоте 150 метров. Космонавты спаслись бы, будь на них скафандры, но их, увы, не было – этот «Союз» был рассчитан на одного астронавта, а кабину «утрамбовали» аж троих. Времени на действия – закрывание открывшегося клапана и т.д. — у космонавтов не было – они лишились сознания через 20 секунд после разгерметизации. Следующие «Союзы» летели в космос уже с двумя космонавтами в скафандрах... Катастрофа «Челленджера» Самая несчастливая космическая судьба была у американских шаттлов: два из пяти кораблей-челноков НАСА погибли. 28 января 1986 года после девяти удачных полетов шаттл отправился в десятый полет. Провожать его пришли восхищенные люди... Трагедия случилась на 73-й секунде — одна из частей корабля оторвалась и пробила топливный бак. После взрыва как минимум трое астронавтов были живы, поскольку носовую часть оторвало от остальной части корабля, но вряд ли были в сознании – кабина разгерметизировалась, воздух не подавался. Они погибли, когда куски шаттла ударились о воду. Авария «Колумбии» В феврале 2003 года за 16 минут до посадки на мысе Канаверал шаттл «Колумбия», на борту которого находилось семь человек, в том числе гражданка Индии и израильтянин, начал разваливаться – при скорости в 20 тысяч километров. Погибли все астронавты. Обломки «Колумбии» подбирали предприимчивые американцы и продавали их в том числе на интернет-аукционах. Кому война, а кому — мать родна... История космоса и космической гонки двух сверхдержав не обошлась без трагических страниц. Очень бы хотелось обойтись без их повторений...

Скандал из-за отверстия в космическом корабле «Союз МС-09» набирает обороты
© Вечерняя Москва