Как Украина раз в год теряет суверенитет над собственным городом

Это не просто сейшн. Это массовое паломничество на место захоронения основоположника Брацлавского «дома» хасидов, Нахмана бен Симхи. И на целую неделю украинский город Умань перестает быть украинским и становится некоей «ничьей», экстерриториальной единицей. Одновременно словно перемещается во времени в XVIII век. Именно так выглядели тогда города будущих Украины и Белоруссии и Польши — от Каменца до Чернобыля и от Варшавы до Вильнюса и Могилева. Все это — территории бывшей Речи Посполитой, которые в конце XVIII века вошли в состав Пруссии, Австрии и России. Немного раньше, Польское королевство переживало сильный кризис, который сопровождался внутренними конфликтами, гражданскими войнами, а значит — кровопролитием. И всегда еврейская община оказывалась в роли громоотвода, который принимал на себя первый удар народной стихии, независимо от того, кто начал очередную заварушку: поляки или русские. Ища выход из перманентного лихолетья, которое никак не заканчивалось, духовные лидеры еврейской общины родили так называемый «хасидизм». Это — мистическое движение, делавшее упор на эмоциональное познание Бога. Поэтому тогдашние реальные лидеры еврейского «кагала» (общины) в Польше считали хасидов — профанацией истинного иудаизма. Например, Илья Залман из Вильны, более известный, как Виленский Гаон, очень серьезный авторитет, отказался встречаться с делегацией хасидских домов и даже подверг их символическому отлучению от общины, что приостановило развитие хасидского движения на землях Княжества Литовского. Зачем все это знать, если речь идет о ежегодном массовом паломничестве хасидов в Умань? Этот конфликт, ставший частью кризиса Польши XVIII века, разделивший иудеев на «традиционалов» и «ортодоксов» (т.е. хасидов), продолжается до сих пор. Именно он стал причиной того, что государство Израиль не признается многими главами хасидских домов. А некоторые из них принимают участие в антисионистских движениях, в том числе в Иране, где присоединяются к антиизраильским лозунгам, вплоть до призывов к ликвидации еврейского государства. С другой стороны, в самом Израиле хасиды не пользуются всеобщим уважением, даже наоборот. И традиционно верующие иудеи, не говоря за вообще не верующих евреев, избегают посещать хасидские кварталы за их неряшливый быт и неадекватных обитателей. Празднование еврейского Нового года Рош ха-Шана в Умани И вот здесь мы подходим к связи между отношением израильтян к хасидам, местам их компактного проживания и ежегодным паломничеством хасидов в Умань. Потому что свой быт и привычки они перенесли на территорию другого государства, требуя при этом экстерриториальности и невмешательства в их обычаи. А главное — агрессивно требуя от нееврейского населения Украины соблюдать их порядок. В 2010 году, когда между Украиной и Израилем были отменены визы, в Умани, нацисты партии «Свобода» провели первую, наверное, после Львовского погрома 1941 года, массовую антисемитскую акцию. К счастью, обошлось без кровопролития. Но 4 сентября 2010 года по улицам Умани шел марш бандеровцев, которые несли свои лозунги. Их стоит перечислить. «Умань без хасидов!», «Нет — хасидскому произволу!», «Гонта придет — порядок наведет!», «Кому принадлежит Украина — украинцам! Кому принадлежит Умань — нам!», «Антинародная власть — прочь!» Марш закончился у стен Уманского горисполкома, где основным лозунгом, помимо других стал «Власть — на выход!» Два последних лозунга стоит пояснить. В них речь не идет о хасидах. Поскольку то был 2010 год, на президентских выборах победил Янукович, и нацистская «Свобода» играла роль тарана власти, пользуясь любыми поводами. В данном случае — паломничеством хасидов, ставшим поистине массовым с момента отмены визового режима с Израилем. Тем не менее бандеровцы выражали мысли определенной части жителей Умани. В своей петиции властям они требовали «защитить конституционные права жителей Умани, привить хасидам уважение к украинскому населению, определить статус хасидов, сделать невозможным приезд криминальных элементов, ввести биометрический контроль, запретить самовольное строительство, рекомендовать паломникам находиться в определенных культовых местах, запретить нарушать покой украинского населения, принудить их к уплате коммунальных платежей и поддержанию чистоты». Празднование еврейского Нового года Рош ха-Шана в Умани Вот в этом месте — все правда. Хасидский сейшн в Умани действительно делает город «экстерриторией». Здесь не соблюдаются украинские законы, полиция в основном не вмешивается, власти, не надеясь обрести контроль над событием, привлекают в Умань силовиков из Израиля. Территория вокруг символического жилья раввина Нахмана и его символической могилы превратилась в зону хаотической и очень небезопасной застройки и строительных афер. Достаточно вспомнить «самую большую в восточной Европе синагогу». Я там был. На самом деле — это не капитальное сооружение, но метало-каркасное нечто, похожее на стихийные рынки или ангары. Но это «нечто» и правда способно вместить тысячи людей, что делает его очень опасным местом. Забавна и поучительна история строительства этой «синагоги». Ее заказали сами хасиды. И «кинули» украинскую компанию-подрядчика. Деньги уплачены не были. Застройщик, обратившись в суд, добился решения о передаче ему собственности на сооружение и взыскание убытков за счет его продажи с аукциона. Это была громкая история. «Самая большая в восточной Европе» синагога реально могла стать крытым рынком. Хасидские дома, правозащитники и представители общины громко негодовали, но сделать ничего не могли. Это было законное решение суда. А платить защитники синагоги почему-то не хотели. В конце концов, спор был разрешён в сентябре 2008 года благодаря вмешательству казахстанского миллиардера Александра Машкевича, который и заплатил деньги вместо хасидов, хотя сам хасидом не является. В виде благодарности меценат получил право на почетное место в синагоге во время паломничества и доступ к могиле Нахмана без очереди. Беспредел с застройкой ничто в сравнении с хаосом платежей в бюджет. Город массово сдает квартиры приезжим, взвинчивая цены до небес и не уплачивая налоги. Паломники же не платят коммунальные платежи. Но и это мелочи в сравнении с коммунальной катастрофой. Умань на неделю превращается в помойку, улицы завалены мусором, антисанитария зашкаливает, а власти города (чего греха таить?) — по локоть запускают руки в эту мутную воду. О нечистоплотности религиозных туристов, их потребительском отношении к Умани и полному игнорированию местных законов написали все, кто хоть раз был там и видел все своими глазами. Но есть и другие нюансы. Совсем не коммунально-бытовые. Для государства Израиль Умань и ежегодное паломничество — такая же головная боль, как и для жителей Умани, не говоря о традиционной и исторической для Израиля неприязни к «ортодоксам». Празднование еврейского Нового года Рош ха-Шана в Умани Поэтому власти уже не раз предлагали перенести захоронение основоположника дома брацлавских хасидов в Иерусалим. Но хасиды — решительно против. Здесь едины во мнении большинство хасидских домов. Также попытка двух израильтян похитить тело цадика из могилы в 1996 году была пресечена, а двое активистов решительно осуждены хасидами. Это стоит пояснить. Дело в том, что и жилище раввина Нахмана в Умани, и его могила — не аутентичны. Дом и надгробье — символические новоделы, которые были воссозданы уже в наше время, после распада СССР. И совсем не на том месте, где они находились до конца 20-х годов. Поэтому наличие аутентичных останков знаменитого хасида — сомнительно. Тем более эксгумацию, вскрытие и ДНК исследования иудаизм запрещает. Именно поэтому, скорее всего, хасидские дома решительно протестуют против переноса могилы в Иерусалим. Но не только. Захоронение и традиция — не единственная причина. А и то, что раз в год десятки тысяч людей, чьи личности, цели и планы никому не известны, получают возможность совершенно бесконтрольно пользоваться целым городом. Раз в году Умань перестает быть частью Украины. Эту мысль, уже в этом году выразил в своем Фейсбук бывший сотрудник МВД Украины и телеведущий, полковник Константин Стогний. «Смотрю новостные ленты, читаю вот такие сообщения и понимаю, что мы не страну теряем. Мы что-то внутри себя потеряли. Мы вернули на историческом повороте куда-то не туда. Как так получилось, что двадцать лет назад, когда меня направили от МВД в Умань для координации действий силовиков по поддержанию порядка, наши дорогие еврейские гости вели себя действительно, как гости, — вспоминает он — Они уважали нас и жили по нашим законам! Если вдруг, появлялись агрессивные и неадекватные, то хасидов сопровождали израильские полицейские, совместно ставили их на место. А теперь что?! Теперь мы должны на своей земле жить по их законам?! Я все понимаю: гости, толерантность. Но попробуйте в Израиле нарушить Закон и плюнуть в полицейского!», — подытожил ведущий. Что, плюют?— спросите вы. Конечно. И нападают на тех, кто с их точки зрения нарушает их законы. Их действия пресекают… израильские полицейские на территории Украины. А вот последнее — совсем загадка. По неизвестной причине нацисты из «Свободы» и другие бандеровцы после свержения Януковича и госпереворота никаких антихасидских акций в Умани не проводят. Может власть с ними договорилась, может быть просто теперь хасиды, как предлог для выступлений, не подходят. А может, это просто совпадение?

Как Украина раз в год теряет суверенитет над собственным городом
© Украина.ру