Признаки «умного города» появились в Новосибирске
«Умный город» чем-то похож на романы фантастов: нас окружают роботы, они убирают дом, готовят обед, следят за правопорядком на улицах и делают еще множество других вещей, которыми сегодня занимаются люди. В мире есть примеры, где уже удалось воплотить эти идеи в реальность. Так, в китайском Иньчуане вообще не рассчитываются деньгами — здесь платят… лицом. По всему городу используется система распознавания лиц, привязанная к банковскому счету. Для того чтобы рассчитаться за проезд, за ужин в ресторане или за любую другую услугу, ты просто подставляешь лицо к распознавателю, и деньги автоматически списываются со счета. Роботы заменили здесь даже чиновников — в местной администрации с посетителями работают голограммы, но обращаются к ним редко — почти все процедуры можно пройти онлайн. В Сингапуре «умным» стал только один квартал: его оснастили сенсорами, контролирующими потребление воды и электричества, утилизацию отходов. Электропитание домов происходит за счет солнечных батарей. В квартирах даже поставили датчики, которые следят за передвижением пожилых людей: если вдруг с бабушкой или дедушкой что-то случилось, то родственники и врачи получают сигнал тревоги. — Smart City — это проект тотального контроля над общественными потоками и коммуникациями, — считает Андрей Заворин, управляющий директор IVoice Technology. — Есть система, например, социального отбора, которая рейтингует ваше поведение. Камера фиксирует, что вы курите и бросаете окурок, и вам присваивают более низкий социальный балл. Такие технологии пытаются внедрять и в России. «Перспективным направлением в области умных вещей мы считаем систему «умного ЖКХ», и в этой области у нас есть уже готовые решения, которые работают в пилотном городе Иннополис Республики Татарстан, — говорит Марк Малахов, директор по развитию бизнеса в государственном сегменте и специальным проектам Сибирского филиала ПАО «МегаФон». — Это система датчиков и специализированное программное обеспечение, которое контролирует работу приборов учета тепла, воды, электроэнергии в многоквартирных домах и передает информацию в ТСЖ, УК и самим пользователям. Это позволяет не только своевременно снимать показания счетчиков и оплачивать услуги, но и сразу же видеть нештатные ситуации». В Новосибирске элементы таких технологий тоже внедряют. Для того чтобы «умные технологии» стали для нас обыденностью, нужны технические возможности. Сегодня для передачи данных в системы контроля используются технологии 4G. Пока цифровизация не является повсеместной, они вполне справляются с объемом данных. Но чем больше «умных» объектов появится в Новосибирске, тем сложнее будет осуществлять передачу данных. Очевидно, нужны новые технологические решения. Прорыв в этом вопросе может дать появление нового поколения мобильной связи — 5G. Очевидно, что к «умному городу» стремятся и городские власти, и представители бизнеса, но остается вопросом, готовы ли к нему обычные люди, ведь цифровые технологии предполагают не только комфорт, но и тотальный контроль даже над личной жизнью… Идеальный «Умный город» живет в автоматическом режиме: поезда метро ездят без машинистов, заявки граждан принимают не чиновники, а голосовые боты, в ресторанах обслуживают роботы – и всем этим руководит один искусственный разум. Утопия? В некоторых странах – уже нет! «Умные остановки» Три «умные остановки» открыты в Новосибирске: возле ЦУМа, Архитектурной академии и Дома Ленина. Еще две появятся в ближайшее время. – бесплатный Wi-Fi; – USB-порт для зарядки сотовых телефонов, система видео-наблюдения; – информационное табло, показывающее время прибытия транспорта; – карта города (по данным пресс-службы мэрии). Саморегулирующиеся светофоры 11 «умных светофоров» начали свою работу на улице Станционной. Автоматизированная система решает сразу ряд проблем: – анализирует трафик движения; – в случае затора включает зеленый сигнал для автомобилистов; – сокращает время ожидания на перекрестках в 1,5–2 раза (По данным компании Soffline). История в смартфонах 70 исторических мест и зданий Новосибирска оборудованы табличками с QR-кодами. – скачиваешь приложение; – сканируешь QR-код; – читаешь статью об истории здания (по данным пресс-службы мэрии). — С 2015 года в Новосибирске реализуется историко-культурный проект «Узнай Новосибирск». «Любовь к своему городу начинается со знания истории города. И я рад, что наш проект уже три года делает ее более доступной и интересной для новосибирцев и гостей города, — говорит директор филиала МТС в Новосибирской области Александр Соловенчук. — Это пример того, как современные технологии могут работать в социокультурной сфере. Благодаря интерактивным вывескам теперь обычная прогулка по городу для многих горожан может превратиться в увлекательное историческое путешествие». Машины напрокат Три каршеринговые компании работают в Новосибирске. – более 50 машин можно взять на поминутный прокат; – 7 руб./мин. средняя цена проката при движении; – 2 руб./мин. средняя цена ожидания (в это время клиент может сделать покупки в магазине, дожидаться пассажиров, провести бизнес-встречу и т. д.) — В Новосибирске прирост пользователей по сравнению с прошлым месяцем составил 38%. Мы оцениваем общую емкость рынка как 5000 автомобилей на сегодня, но для такого парка необходимо и увеличение пользователей. Мы покупаем новые автомобили, поэтому этот процесс несет плавный характер, — рассказывает Екатерина Бударенко, менеджер по связям с общественностью компании Cars7. «Умная школа» Школа № 29 управляется сегодня по принципу «с одного пульта». В случае ЧП система высылает оповещение на пульт управления, а также отправляет СМС-сообщение по заданным номерам. В общую систему контроля в школе соединены: – отопление; – вентиляция; – пожарная безопасность; – учет энергоресурсов. Единая регистратура 8 лет назад была создана городская электронная регистратура. Теперь записаться на прием в любую поликлинику можно одним из трех способов: – позвонив по номеру 124; – через «Личный кабинет»; – на сайте «Госуслуги» с помощью сайта zdravnsk.ru. — Мы разработали электронную регистратуру для областной клинической больницы, — говорит Андрей Заворин, управляющий директор IVoice Technology. — Робот получает первичный запрос, перенаправляет человека по назначению, дает ему нужную справку. Робот напоминает о том, что надо прийти к врачу, переносит прием на другой день, если требуется. Голосовой бот может распознавать шумы, выделять речь определенного человека из общего шума — уровень распознавания человеческой речи сегодня достигает 90%. Безналичный расчет Бесконтактными картами теперь можно рассчитываться в общественном транспорте. 500 трамваев, троллейбусов и автобусов оборудуют терминалами. 40 коммерческих маршрутных такси войдут в проект. 2–3 секунды занимает такой способ оплаты проезда. Оплата через приложение На двух маршрутах — №2 и №14 — действует бесконтактная система оплаты при помощи приложения Multipass. Также терминалами оборудованы все муниципальные автобусы города Бердска. 21 единица автотранспорта в Новосибирске оборудована терминалами. На маршрутах № 39, 55, 62 в данный момент устанавливают терминалы. 1500 новосибирцев в день оплачивают проезд через систему. В 2 раза дешевле стоит проезд при помощи проездного от Multipass (По данным компании «Multipass»). Как пользоваться? 1. Зарегистрируйтесь в «Личном кабинете». 2. Пополните счет банковской картой. 3. Привяжите к вашему счету в Multipass любую бесконтактную карту. Теперь ваша бесконтактная карта — это еще и билет. 4. Поднесите бесконтактную карту к считывающему устройству – поездка оплачена. Марк Малахов, директор по развитию бизнеса в государственном сегменте Сибирского филиала ПАО «МегаФон»: — Одним из примеров цифровизации привычных вещей и процессов выступает «умный светофор». Это с виду обычный светофор, который имеет в себе модуль связи, соединяется с аналитической платформой и может автоматически регулировать время горения красного и зеленого света. Для этого светофор должен уметь связываться с управляющим сервером мэрии или получать информацию с общедоступных сервисов. Сейчас «МегаФон» совместно с производителями «умных» светофоров прорабатывает такой проект в Новосибирске. Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №36 от 7 сентября 2018 года