Войти в почту

Как расследование крушения Ту-154 под Смоленском стало яблоком раздора в Польше

Авиакатастрофа польского президентского авиалайнера Ту-154М под Смоленском восемь лет назад все последние годы была в Польше одной из ведущих тем обсуждения в обществе и СМИ. Когда ослабли первые настоящие эмоции, связанные с этим трагическим событием, расследование крушения стало неотъемлемым элементом политической жизни республики и своеобразным инструментом в руках некоторых политиков. Эта авиакатастрофа унесла жизни 96 человек - представителей элиты польской общественно-политической жизни, включая президента республики Леха Качиньского. Вполне объяснимо, что появление в средствах массовой информации каких-либо деталей случившегося мгновенно затмевает другие важные темы, чем охотно пользуются те, кому это выгодно. Эта особенность породила множество версий причин крушения, начиная от теракта и заканчивая попыткой государственного переворота. Главным генератором самых невероятных идей о причинах трагедии в Польше выступает Антоний Мачеревич - бывший министр обороны, сейчас возглавляющий созданную им же подкомиссию по расследованию авиакатастрофы. Именно он отстаивает опровергнутую всеми экспертами и фактами версию о взрыве на борту самолета. На этой неделе в Смоленске работают представители польской прокуратуры, которые приехали на место катастрофы для проведения дополнительных исследований обломков Ту-154М. Эта деятельность следователей оказалась не по вкусу Мачеревичу, который уже давно огласил свое видение случившегося и не хочет, чтобы кто-то или что-то помешало ему заставить поверить в это поляков. Неугодная прокуратура и тайна черных ящиков На днях в эфире телеканала Trwam Мачеревич выразил недовольство тем, что представителей его подкомиссии не пригласили участвовать в осмотре обломков. По его словам, прокуратура обязана сотрудничать с его командой "экспертов". Не сложно догадаться, почему это сотрудничество не складывается. Виновата же во всем, как утверждает Мачеревич, Россия. "Россияне отказали нам в праве реконструировать самолет на месте, пригласив прокуратуру осмотреть обломки. Со стороны России мы имеем дело с очевидной игрой", - заявил политик, напомнив о недавнем предложении подкомиссии склеить обломки самолета. Предполагалось, что, собрав этот пазл, они смогут больше узнать о случившемся. Интересно также, что в связанном с окружением Мачеревича издании Gazeta Polska в среду появилась публикация, в которой утверждается, что российская сторона подменила черные ящики, обнаруженные на месте трагедии. В распоряжение газеты якобы попала информация о том, что в первые часы после крушения в его районе были найдены неповрежденные регистраторы, которые положили в мешки и увезли в неизвестном направлении. А через несколько часов на том же месте появились другие черные ящики уже с серьезными повреждениями. Эти инсинуации решительно опровергает Мачей Ласек, принимавший непосредственное участие в расследовании причин катастрофы в 2010 году, которое вела так называемая комиссия Ежи Миллера (КМ). "В отчете КМ есть запись о том, что регистраторы системы МСРП (магнитная система регистрации параметров - прим. ТАСС) незначительно повреждены, а записи соответствуют записям эксплуатационных регистраторов, что было подтверждено специалистами комиссии и экспертами прокуратуры", - написал Ласек в Twitter. Представитель Следственного комитета России Светлана Петренко указала в среду, что работы по вскрытию и копированию информации со штатных самописцев производились с участием польских авиационных специалистов и представителей военной прокуратуры, а вскрытие и копирование информации с польского самописца, установленного дополнительно в самолете уже в Польше, производились в Варшаве. "Поэтому заявления о какой-либо подмене или подделке черных ящиков российской стороной полностью безосновательны и основаны на фантазиях, а не на фактах", - добавила она. Ласек объяснил, почему публикация о подмене черных ящиков появилась именно сейчас - в момент, когда польская прокуратура совместно с представителями Следственного комитета РФ работает с обломками самолета. "Записи регистраторов параметров полета однозначно указывают, что самолет опускался ниже минимально допустимой высоты полета без какой-либо реакции экипажа, а по сути при его одобрении, так как никто не протестовал, несмотря на понимание факта перехода минимальной высоты, - подчеркнул Ласек. - Записи регистраторов - единственная преграда в распространении Мачеревичем неправдивых данных об обстоятельствах катастрофы". Репутационный вред Крупное польское издание Rzeczpospolita обращает внимание на то, что распространяемые Мачеревичем версии вредят имиджу польской прокуратуры, так как представляют собой обвинения следователей в непрофессионализме и попытке замести следы. "Проблема в том, что распространение таких "сенсаций" сегодня снижает авторитет следователей, пытающихся в России ответить на вопрос, какими были причины трагедии. Мачеревич, сознательно или нет, ставит им подножку и подвергает насмешкам", - пишет издание. Сама прокуратура происходящее не комментирует, продолжая свою работу. Даже о своей текущей деятельности в Смоленске, к которой приковано внимание абсолютно всех польских СМИ, следователи не говорят ни слова. Конца не видно Сложно сказать, когда активность Мачеревича, пытающегося отстоять версию о взрыве на борту Ту-154М, себя исчерпает. Несмотря на то, что его высказывания у многих вызывают уже только смех, правящая в Польше партия Ярослава Качиньского "Закон и справедливость", в которой этот политик по неясным причинам занимает весомые позиции, его деятельность не пресекает. Сейчас конфликт Мачеревича и прокуратуры со всей очевидностью негативно сказывается на имидже власти. Rzeczpospolita не исключает, что это некий трюк, используемый в политической борьбе накануне приближающихся выборов в органы местного самоуправления, первый тур которых состоится 21 октября. Это всенародное голосование станет первым в важном для партии Качиньского избирательном цикле - за ним последуют выборы в Европарламент, а позднее - очередные парламентские выборы в 2019 году и президентские в 2020 году. По этой причине, вероятно, тема крушения еще долго не будет закрыта. Слишком удобно власти доставать эту выигрышную карту из рукава, когда нужно отвлечь внимание общественности, косвенно повлиять на электорат, воздействуя на эмоции и неугасающий интерес граждан к произошедшему 10 апреля 2010 года. Ирина Полина

Как расследование крушения Ту-154 под Смоленском стало яблоком раздора в Польше
© ТАСС