Войти в почту

Как крокетный мяч под Харьковом повлиял на мировую историю

В Харькове вспомнили о знаменитом соотечественнике. «Кнорозов, уроженец Харьковской области — выдающийся историк и этнограф, который стал основателем отечественной школы майянистики и первым в мире расшифровал письменность майя. Его достижения в исследовании Мезоамерики были международно признаны: он был удостоен мексиканского ордена Ацтекского орла и Большой золотой медали президента Гватемалы, недавно в 2018 году в мексиканском городе Мерида был открыт памятник Кнорозову», — говорится в петиции на сайте горсовета, зарегистрированной Максимом Безруком. По его мнению, что отсутствие памятника ученому на его малой родине — это несправедливость, которую следует исправить. «Между тем выдающийся харьковчанин, который начинал свое обучение на историка в Харьковском государственном университете им. А.М. Горького (теперь — Харьковский национальный университет им. Каразина — ред.), остается на малой родине совсем забытым. В Харькове полно памятников лицам, не имеющим к городу непосредственного отношения, некоторые локальные выдающиеся лица имеют по несколько. На таком фоне отсутствие памятника Кнорозову представляется крайне несправедливым. Просим городские власти исправить этот недостаток и создать памятник Юрию Валентиновичу Кнорозову и его любимой кошке», — написал автор петиции. Речь об Асе — любимой сиамской кошке Кнорозова, полное имя которой было Аспид. Именно с ней Кнорозов и запечатлен на ставшей классической фотографии этнографа Галины Дзенискевич в те времена, когда она работала в Ленинградском отделении Института этнографии Академии наук СССР. Считается, что это единственная фотография, которая нравилась самому Кнорозову. Именно она легла в основу создания надгробного памятника на могиле ученого, а также памятника рядом с Большим музеем мая в Мериде — столице мексиканского штата Юкатан. Издание Украина.ру писало текст о гении Кнорозова, о том, личность какого масштаба на самом деле практически забыта на Украине. Фактически, благодаря Кнорозову ученые смогли расшифровать письменность майя. И это при том, что до самой глубокой старости ученый не выезжал в Латинскую Америку. Сама защита его диссертации запомнилась многим. «Его выступление, по образному выражению очевидцев, длилось три с половиной минуты, а результатом стало присвоение звания не кандидата, а доктора исторических наук. Разве не парадокс — ни разу не побывав в Мексике, он сумел сделать то, чего не добились многие ученые разных стран, годами проводившие полевые исследования среди майя?» — писали выдающиеся ученые Маргарита Абельдиль, Галина Ершова, Ирина Федорова в статье, посвященной смерти Кнорозова. Свою диссертацию он защитил в 1955 году, уже после того, как опубликовал статью, принесшую ему мировую известность. Суть открытия Кнорозова состояла в следующем. В свое время второй еписком Юкатана Диего де Ланда, живший в XVI веке приказал доставить к нему писцов майя, чтобы составить их алфавит. Он просил писцов писать соответствующие латинским буквам символы их алфавита. Писцы худо-бедно записали те буквы, которые им озвучены, но получилось несуразица — этот «алфавит» никак не помогал в дешифровке майянских надписей. В результате приводимый Ландой в «Сообщении о делах в Юкатане» алфавит некоторые посчитали даже мистификацией. «Кнорозов понял, в чем дело, и в 1952 году опубликовал знаменитую статью: в ней он доказывал, что «алфавит де Ланды» содержал слоговые символы, а не буквы. То есть получалась классическая история о недопонимании: писцы майя, помогавшие в составлении алфавита, записали соответствие знаков майя не испанским буквам, а названиям испанских букв. Чувствуете разницу? Это открытие, сделанное Кнорозовым, по сути, стало прорывом… Дальше началась кропотливая бухгалтерская работа: чтобы зафиксировать значение того или иного знака, нужно было найти его в нескольких местах и получить там осмысленные фразы, да еще с условием, что этот знак читается одинаково… И вот так, постепенно, само письмо было дешифровано!» — поясняла в интервью «Коммерсанту» ученица Кнорозова, выдающийся ученый-майянист Галина Ершова. По сути, это открытие вернуло живущим в Мексике, Гватемале, Белизе и Гондурасе потомкам майя письменность их предков. Имя ученого, родившегося под Харьковом, известно интересующиеся историей жителям вышеперечисленных государств, а также всем тем жителям планеты Земля, которым интересна культура майя. И не только. По методу дешифровки Кнорозова, получившим название «позиционная статистика», стали расшифровывать протоиндийское письмо, монгольское, тексты острова Пасхи. Кстати, советские научные группы, работали над этими вопросами в том числе и под руководством Кнорозова. Однако на Украине Кнорозов долгое время был полузабыт. Лишь в 2016 году решением властей Харькова в честь ученого переименовали улицу на одной из окраин Харькова. Безусловно, как ученый-майянист Кнорозов состоялся в Ленинграде. Да и высшее образование в основном он получил в Московском государственном университете. В Харькове он успел лишь закончить один — первый — курс местного университета, где он и заинтересовался шаманизмом, по которому затем в 1948 году защитит диплом в Москве. Именно в московский период Кнорозов заинтересуется майя. Да и познакомились родители Кнорозова на Бехтеревских лекциях в Санкт-Петербурге. Но списывать Харьков, а точнее Харьковскую область, со счетов не стоит. Ведь именно там могло произойти то, что повлияло на дар ученого. «Из особых историй определенное значение придавал полученной в детстве травме, рассказывая в характерном для него «телеграфном» стиле: «Когда мне было не больше пяти лет, мы играли в крокет и братья стукнули меня шаром по лбу. Сознания я не терял и даже не запищал. Для братьев все обошлось хорошо, а я почти остался без зрения. А читать, заметим, уже умел. Зрение восстановили, хотя и с трудом. Видимо, это и была своего рода «колдовская травма». Могу дать рекомендацию: будущих дешифровщиков бить по башке, только неясно как. Можно для эксперимента взять контрольную группу — а если кто концы отдаст, тому так и надо!» — радостно улыбнувшись, он представил, видимо, меня, проводящую подобные эксперименты над группой студентов», — вспоминала его ученица Галина Ершова. Правда это или шутка, но игнорировать харьковский период жизни Кнорозова явно не стоит. Именно тогда формировались те черты его личности и особенности характера, которые позже и «аукнутся» миру гениальным открытием. Для украинских политиков и власть имущих с Кнорозовым есть лишь одна большая проблема. Нет ни одной фотографии, где тот — в вышиванке. Да и украинцем себя он не называл. «Родился Юрий Валентинович под Харьковом в семье русских интеллигентов, что подчеркивал особо, всегда считая себя русским», — писала о нем знавшая Кнорозова много лет Ершова. Ситуация подобна происходящему с выдающимся авиаконструктором Игорем Сикорским. На Украине его пытаются подать как этнического украинца, подарившего миру вертолет. В честь Сикорского переименовали Киевский политехнический институт, а также назвали аэропорт в Киеве. И все бы ничего, но в эмиграции Сикорский возглавлял толстовское и пушкинское общества, принимал участие в деятельности монархического движения, входил в Государево Совещание, организованное Кириллом Владимировичем, а также состоял в Русском национальном союзе в Америке. При этом Украину он считал неотделимой частью России. Признавая заслуги Кнорозова, придется признать и то, что на Украине жило и живет множество русских, многие из которых талантливы. Это их родная земля. Они жили здесь задолго до того, как их, по версии националистов «завезли в вагонах на исконно украинские земли проклятые большевики». И с этим все-таки нужно считаться, а не придумывать историю о «вековом противостоянии русского и украинского народов». Русские, как и многие другие народы, населяющие Украину, достойно прославляют свою Родину по всему миру.