Игроманам поможет специальный кол-центр
Молодёжный парламент при Госдуме и Общественная палата откроют специальную горячую линию для профилактики игровой зависимости. Как сообщил «Парламентской газете» зампред экспертного Совета по развитию информационного общества и СМИ при Молодёжном парламенте Павел Рыжевский, такой шаг поможет решить сразу две задачи — помочь страдающим игроманией людям, а также собрать сведения о подпольных казино, которые затем можно будет передать правоохранительным органам. Двух зайцев сразу Онлайн-казино, как и их реклама, попали под запрет ещё в 2009 года. Однако в Интернете до сих пор можно найти сайты с рулетками, а в сети всё чаще транслируются продвигающие их ролики. Зачастую в них снимаются звёзды шоу-бизнеса, в том числе Алёна Водонаева и рэпер Гуф. «Несмотря на запреты в России продолжают работать как онлайн-казино, так и нелегальные игровые клубы, — признал Павел Рыжевский в ходе обсуждения в пресс-центре «Парламентской газеты» 5 сентября. — Наша цель — помочь людям избавиться от игровой зависимости. Позвонившим на горячую линию будут давать практические советы, куда обратиться и как излечиться от этой, по сути, болезни». С другой стороны, горячая линия станет дополнительным источником информации о том, где работают подпольные казино. «Позвонившие могут сообщить и о том, что они столкнулись с мошенниками, орудующими в этой сфере. Такие данные также будут интересны правоохранителям», — сказал Павел Рыжевский. Работать кол-центр начнёт предположительно уже осенью. Особую озабоченность экспертов вызывают виртуальные игровые клубы. «Под видом таких ресурсов в Интернете очень легко работать различного рода мошенникам, — отметил координатор Центра безопасного Интернета, ведущий аналитик РОЦИТ Урван Парфентьев. — Проблема заключается в том, что пользователь вводит в систему вполне реальные деньги, но никто не гарантирует, что даже в случае декларируемого выигрыша он сможет в системе эти реальные деньги получить. Вместо этого ему будут предлагать дальше и дальше вносить в систему свои деньги». Опыт США пригодится Последние экспертные данные показали, что одна из сетей виртуального казино вышла на первое место среди рекламодателей на отечественном рынке онлайн-видео. Чтобы избавить сеть от запрещённого контента, Молодёжный парламент планирует уже в сентябре представить в Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи законопроект о досудебной блокировке рекламы онлайн-казино Роскомнадзором. Предполагается, что ведомство сможет ограничить показ такого ролика по факту обнаружения. При этом проблемой остаётся тот факт, что все ресурсы такого рода зарегистрированы за пределами России, а значит, не подчиняются законодательству нашей страны. «В данном случае стоит взять на вооружение опыт США, — считает кандидат юридических наук, преподаватель и эксперт блокчейн-лаборатории Финансового университета при Правительстве РФ Венера Шайдуллина. — В США в отношении интернет-ресурсов и рекламы запрещённых товаров и услуг действует так называемый тест тесных контактов. То есть государство имеет право блокировать не только те ресурсы, которые зарегистрированы в его юрисдикции, но и те ресурсы, которые просматриваются гражданами США и влияют на них. То есть при принятии соответствующего решения оценивается, насколько та или иная реклама направлена на граждан США». По словам эксперта, в Госдуму нужно внести законопроект, который позволит внедрить такую практику и в России. «И распространить действие норм о блокировке тех или иных ресурсов не только на те сайты, которые зарегистрированы в нашей юрисдикции, но и те, которые оказывают влияние на россиян», — сказала Венера Шайдуллина. Как наказать звезду за рекламу онлайн-казино Открытым остаётся вопрос: что делать со знаменитостями, снявшимися в рекламе находящихся вне закона онлайн-казино? Член Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Денис Парфёнов уверен, что тут нелишними будут самые радикальные меры. «На граждан, согласившихся участвовать в такой рекламе, нужно воздействовать экономически, — подчеркнул депутат. — Такими рычагами может стать недопущение до концертных площадок, запрет на реализацию билетов на концерты. Тогда они поймут, что, снявшись в такой рекламе, они потеряют больше». В то же время многие эксперты считают, что такое наказание для представителей шоу-бизнеса будет чрезмерным. «Вводить ответственность для актёров не стоит, иначе они вообще будут бояться сниматься где-либо, — сказал директор программы «Блокчейн для юристов» РЭУ им. Г.В. Плеханова Игорь Судец. — К примеру, есть страны, где такая реклама не запрещена, актёры могут сняться там, и ролик просто начнут транслировать у нас. И в чём тогда их вина?» По мнению эксперта, важнее воспитать в обществе порицание такого рода деятельности. Тогда проблему решит саморегулирование отрасли. «К примеру, какую-нибудь актрису, которая снимется в ролике об онлайн-казино, не будут приглашать на серьёзные роли. Это просто будет не выгодно, раз её образ ассоциируется исключительно с запрещёнными игровыми клубами», — пояснил он.