Как в Узбекистане наказывают за лайки и репосты
Правоохранительные органы Узбекистана решили опробовать новую тактику в борьбе с проявлениями инакомыслия, которые считают опасными для государства. Блогеров, пишуших на религиозные темы, теперь могут подвергнуть аресту под предлогом сопротивления представителям власти. В конце августа в Ташкенте, Андижане и Коканде сразу были задержаны по меньшей мере пять блогеров, пишущих на религиозные темы. 28 августа в Ташкенте в собственном доме был задержан популярный блогер Адхам Олимов. Как сообщают СМИ, за ним пришли восемь человек, двое из них были в форме сотрудников МВД. В жилище блогера был произведён обыск, изъяты мобильные устройства, флэш-накопители и жёсткий диск компьютера. На следующий день судом Алмазарского района столицы Олимов был признан виновным в неподчинении законным требованиям милиционеров и противодействии в выполнении ими служебного долга. В результате Олимов получил 14 суток ареста, а также штраф в размере одной минимальной зарплаты — 184,3 тысячи сом (около $34). Одновременно другой блогер, автор нескольких книг по религии Зиёвуддин Рахим получил такой же штраф и 10 суток ареста. Блогер Отабек Усмонов был задержан на работе в офисе иностранной компании в городе Асака Андижанской области. По сведениям журналистов, ему не предъявили никаких обвинений, но в отделении поместили в одной камере с женщинами лёгкого поведения. Те устроили с Усмоновым потасовку, а потом написали жалобу, в результате которой блогера арестовали на 15 суток. Писатель Шокир Шарипов, известный под псевдонимом Мухаммад Шакур, подвергся допросу, на него было заведено административное дело за «призывы к массовым беспорядкам» и «проживание без прописки», сообщает BBC. Все четверо упомянутых блогеров активно критиковали в сети государственную политику в отношении религии. В частности, они были возмущены запретом на ношение хиджабов в школах. Во время правления Ислама Каримова в стране действовали жёсткие правила относительно религиозной жизни. В 2015 году милиционеры даже стали высматривать девушек в хиджабах и мужчин с длинными бородами на улицах городов и проводить с ними профилактические беседы. По мнению властей, это способствовало пресечению деятельности радикальных исламских и террористических организаций. После прихода к власти в конце 2016-го Шавката Мирзиёева, давление государства на религиозных людей стало ослабевать. Например, новый президент призвал имамов пересмотреть ранее составленные «чёрные списки» мусульман. Глава государства в июне прошлого года поручил создать в каждом районе группу из десяти человек, куда должны были войти представители местных властей, МВД, службы госбезопасности и мечетей. Группы должны были обходить людей из «чёрного списка» и по итогам бесед принимать решение о благонадёжности граждан. Раскаявшимся обещали оказывать всяческое содействие, вплоть до выдачи кредитов на начало предпринимательской деятельности, а оставшимся, по мнению комиссии, верными радикальным течениям — лишать гражданства и отправлять в тюрьму. Но вскоре государство решило отказаться и от небольших послаблений. В августе этого года, на Курбан-байрам, имамы двух тысяч мечетей республики получили заранее приготовленный в Духовном управлении мусульман Узбекистана текст праздничной проповеди, при этом было рекомендовано читать именно одобренный текст, а не говорить от себя. За месяц до этого в духовное управление вернули ранее отозванного куратора из спецслужб. Подвергшиеся допросам и задержанию блогеры критиковали решения властей и поплатились за инакомыслие, при этом правоохранительные органы нашли весьма странный предлог для репрессий, отмечает радиостанция «Голос Америки». Рафаэль Саттаров, политолог: Никак не хочу радоваться арестам, но хотел бы заметить, что один из арестованных Зиёвуддин Рахим назвал артистов дублирования турецких сериалов «предателями нациями», которые кормят своих детей «харамным куском». Причём в конце своей статьи открыто пригрозил, что если не запретят сериалы, всё закончится очень печально. Вспомнить можно ещё то, что на одном и сайтов была опубликована статья этого же господина Зиёвуддина Рахима, в которой он женщин, не носящих платки, сравнил с проститутками. Если люди выступили против свободы других, то они сами потеряли возможность быть свободными. Николай Мендкович, эксперт Российского совета по международным делам: На ситуацию в Узбекистане нельзя смотреть с точки зрения российского обывателя, так как Узбекистан сталкивался со многими проблемами, которых не было в РФ. В Узбекистане существует проблема террористического подполья, которое использует соцсети для вербовки молодёжи и пропаганды экстремизма. Некоторые молодые люди потом едут воевать в Афганистан или Сирию. Государство должно охранять граждан от экстремистских проявлений имеющимися методами. В то же время действовать надо по закону. В случае с задержанными блогерами я надеюсь, что закон будет работать. Если правоохранительные органы допустили нарушения, то они должны будут понести ответственность.