Москвичи устроили Находке земельную провокацию
В ходе общественных слушаний по новым правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) Находкинского городского округа выяснилось: побережье бухты Находка практически полностью вынесено из промышленной зоны в зону водного транспорта. Для большинства портовых предприятий это означает фактический запрет на работу. В правилах землепользования и застройки отражено функциональное зонирование, определены примерные параметры строительства (например, плотность застройки и высотность), виды разрешенного использования городских территорий. Изменения ПЗЗ Находки касаются границ функциональных зон и назначения массивов под определенные виды использования. Корректировке ПЗЗ предшествовала длительная работа специалистов администрации Находки, депутатов думы и многочисленных экспертов, которые внесли на рассмотрение свои предложения и рекомендации. Однако уже первое обсуждение вызвало споры между промышленниками, общественниками, представителями прокуратуры. Стало ясно, что документ, мягко говоря, «сырой». Виды разрешенного использования существенно перекроили, переведя частный сектор в городскую застройку, рекреационные зоны — в промышленные и наоборот. Как пояснил один из участников слушаний, его лично не обрадовала схема зонирования: «Отсутствие такого вида разрешенного использования, как ведение личного хозяйства, сильно осложняет жизнь моей семьи. «Благодаря» отсутствию информации в СМИ нас поставили перед этим фактом». Руководитель предприятия «Гейзер» в центре портовой зоны Марк Сторожев с иронией отметил: «Наш причал стал «оазисом» посреди промышленной зоны. Вокруг работают предприятия, наша территория — рекреационная». На новой карте градостроительного зонирования территории Находки промышленные, транспортные, рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные в портовой зоне, окрашены в фиолетовый цвет. Практически вся бухта Находки из зоны промышленности П-1 превращается в зону водного транспорта Т-2, которая не предусматривает большинство видов хранения и обработки грузов, производство и транспортировку автомобильным и железнодорожным транспортом. «Вся зона акватории бухты Находка стала зоной водного транспорта, а основные виды разрешительного использования недвижимости в этой зоне: водный транспорт, причалы маломерных судов, строительная промышленность, деловое управление, временное складирование, земельные участки, территории общего пользования, — отметил руководитель береговой службы ПАО «НБАМР» Эдуард Новоков. — Между тем, так как у нас работают крупнотоннажные суда, требуются холодильные склады, транспортная отгрузка, мощности по переработке морепродуктов». Представитель компании «Восточный порт» указал: составители плана не учли некоторых нюансов, возможно, поскольку пользовались неактуальной документацией, есть несоответствия ПЗЗ генеральному плану. Сейчас в портовой зоне расположены крупнейшие градообразующие предприятия города. Такие как Находкинский судоремонтный завод, где работают более 2 тыс. человек, морской мультимодальный «Терминал Астафьева», крупнейшая стивидорная компания «Восточный порт», знаменитая НБАМР. Данные компании значимы не только в масштабах города, но и региона, Российской Федерации. Согласно новым ПЗЗ, портовая зона становится зоной морского транспорта, где могут быть размещены лишь склады временного хранения, пирсы, стоянки для яхт и другие территории общего пользования, без какого-либо производства. Теперь все зоны морских гаваней предназначены для маломерных судов. Промышленное ядро Находки превращается, таким образом, в большую лодочную станцию? Представители предприятий высказали резонное предположение: проектировщики попросту не имеют опыта работы с портами. Портовая специфика разработчиками абсолютно не учтена. Участники слушаний считают, что документ необходимо обсуждать дальше. Представитель «Терминала Астафьева» отметил: необходимо создать рабочую группу и организовать встречу со стивидорами, поскольку «невозможно сопоставить фактическую деятельность и возможную деятельность, которая будет осуществляться по новым ПЗЗ». Высказывались на слушаниях и члены рабочих коллективов, весьма обеспокоенные перспективой остаться без работы. В ходе слушаний выяснилось интересное обстоятельство: ПЗЗ разрабатывали московские проектировщики, но денег в городском бюджете на оплату их услуг не нашлось. Спонсорские взносы на разработку ПЗЗ перечислил некий нефтеналивной комплекс, он же остался одним из немногих предприятий, которым сохранили промышленную зону. Впрочем, представитель проектировщиков Ольга Миллер так и не смогла объяснить, как быть тысячам находкинцев и членам их семей, которые с принятием новых правил землепользования рискуют остаться без работы. Она утверждала: «Интересы населения, санитарно-эпидемиологические требования — во главе угла. Мы не закрываем предприятия. Документ призван способствовать более эффективному развитию города и реализации инвестиционных проектов, обеспечивает прозрачность процедур в области градостроительства и землепользования». Глава администрации городского округа Борис Гладких предложил «не рубить сплеча» и продолжить обсуждение ПЗЗ: по его мнению, в транспортной зоне вполне реально предусмотреть функционирование железнодорожных путей и складов. А значит, угрозы для стивидоров нет. Тем не менее о том, что совещание планируется, стивидоры узнали буквально в последний момент. Ни администрация, ни представители думы городского округа не только не ознакомили участников мероприятия с повесткой, но и вовсе не проинформировали их о том, что такая встреча планируется. В ходе слушаний привели Мурманск как пример грамотной проектировки. Здесь прибрежную линию отнесли к транспортно-промышленной зоне, которая соединила возможность развивать одновременно транспорт и промышленность. Что позволило сохранить портовую промышленность без сокращения производства и закрытия предприятий и вместе с тем взять во внимание все экологические нормы и социальные аспекты города. При этом Мурманский морской торговый порт за 2016 г. обработал 15 млн тонн грузов, из них 14 млн тонн — уголь.