Войти в почту

Кача: Сталин, Фрунзе и Покрышкин летали здесь. Фоторепортаж

Петр Нестеров, Константин Арцеулов, Иван Айвазовский, Николай ll Романов, Василий Сталин, Александр Покрышкин, великий князь Александр Михайлович, Дмитрий Григорович, Зинаида Кокорина, Тимур Фрунзе, братья Микоян. Всех этих людей объединяет короткое слово — Кача. "А на Каче все иначе" Крохотный поселок на побережье Черного моря, входящий в юрисдикцию Севастополя, отмечен в русской истории особенным образом. Качу уважительно именуют родовым гнездом русской авиации. Именно здесь, в принадлежащем ему хуторе Александрово-Михайловском, двоюродный брат последнего русского царя великий князь Александр Михайлович Романов построил знаменитую Качинскую летную школу. К тому времени она уже два года работала на Куликовом поле в Севастополе, но в Каче роза ветров одна из самых необычных в Крыму, потоки воздуха здесь протекают так, что фанерным аэропланам начала прошлого века было удобней "учить" пилотированию сидящих в них рисковых россиян. Великий князь Александр Михайлович Тогда же родилась известная нынче всему Севастополю и Крыму пословица: "А на Каче — все иначе". Над полуостровом могут висеть свинцовые дождевые тучи, а над поселком — сиять голубое небо. К началу скоро Первой мировой войны Качинская школа, или как ее называли запросто — Кача, — готовила вместе с гатчинской школой под Питером пилотов, коим суждено было стать первыми русскими летчиками-истребителями. Кача в те предвоенные и военные годы была средоточием всего самого современного в летном деле. Первые во всем Еще в 1912 году инструктор школы, константинопольский грек на русской службе, поручик Дмитрий Андреади совершил невероятное по меркам Европы авиационное путешествие — перелет по маршруту, пролегавшему через самые знаменитые русские города: Севастополь-Одесса-Киев-Москва-Санкт-Петербург. В канун войны Петр Нестеров приехал к своему приятелю Андреади, ставшему уже начальником школы, учить ее питомцев технике выполнения своей знаменитой "мертвой петли". Чуть позже внук великого русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, сам недурной художник и отличный пилот Константин Арцелов придумал в Каче и воплотил в жизнь вход и выход из штопора, считавшегося в те времена верным "гробом" для летчиков. В Каче впервые в мировой практике совершили ночные прыжки с парашютом, а конструктор Дмитрий Григорович испытывал здесь русские летающие лодки, сыгравшие впоследствии свою роль в раннем обнаружение немецких крейсеров "Гёбен" и "Бреслау", прорывавшихся к Севастополю обстрелять базу Черноморского флота. Качинская школа военных летчиков до Революции Первый выпуск пилотов Качинской авиашколы состоялся в 1913 году, и дипломы вручать приехал сам император. Сделать это, подняв тем самым престиж Качи и звания военного пилота, уговорил Николая Александровича его любимый кузен Александр Михайлович. С тех времен уцелел длинный дом желтого инкерманского камня, который сегодняшние качинцы знают как двенадцатый ДОС (Дом офицерского состава), а люди, жившие в Каче перед Великой Отечественной и сразу после нее именовали "соединенкой" — дом составлен их трех одностилевых построек. С 1912 до 1937 года это единственное крупное здание Качи. Здесь размещалась и школа (учебные классы), и администрация с библиотекой, и жилые помещения. Знатоки истории показывают интересующимся пять окон во втором этаже — там, мол, и квартировал со свитой император всероссийский в 1913 году. Качинский звездный список Одним лишь царем список знаменитостей Качи не исчерпывается. Правда, голубых кровей в насельниках ДОС №12 более не наблюдалось. Но оно, и построенное рядом в 1937 году здание казармы, видело первую советскую летчицу-истребителя Зинаиду Кокорину, сыновей Иосифа Сталина Василия и Михаила Фрунзе — Тимура, отпрысков советского министра-долгожителя Анастаса Микояна ("От Ильича до Ильича без инсульта и паралича"), один из которых стал знаменитейшим авиаконструктором. Советская элита своих сыновей готовила к защите воздушных рубежей Родины. Кача стала "альма матер", конечно, не только для них. Самый знаменитый выпускник училища — трижды Герой Совесткого Союза, самый известный русский ас Александр Покрышкин. Он, кстати, учился в школе в одно время с Василием Сталиным, и, похоже, еще на аэродроме и в классах между ними возникло чувство взаимной неприязни, стоившее Покрышкину после войны громкой карьеры. Качу заканчивали второй пилот и штурман легендарного Валерия Чкалова в его трансарктических перелетах — Георгий Байдуков и Александр Беляков. Постигала науку летать в небе Качи и Полина Осипенко из знаменитого женского трио Раскова-Гризодубова-Осипенко. Василий Сталин с другими курсантами (второй слева) Роль Качи для русской авиации невозможно переоценить. На протяжении десятилетий не было более громкого и престижного для летчиков учебного заведения. Закончить Качинское высшее военное авиационное училище — означало иметь предельный уровень мастерство пилота. Недаром, среди качинцев был невелик процент аварий и гибели летчиков. К сожалению, уйдя в эвакуацию в 1941 году, когда к Севастополю рвались войска Манштейна, училище уже не вернулось в Крым. Оно сохранило имя — Качинское, но до самого своего закрытия в 1998 году находилось в Волгограде. "Кача" и там оставалась маркой высшего уровня, дала отечественной космонавтике добрый десяток первопроходцев. А в поселке, вошедшем в состав Нахимовского района Севастополя продолжали гудеть моторы. Здесь долго время базировались знаменитые авиаторы-черноморцы из 6-го гвардейского истребительного авиаполка. Скульптурные портреты двадцати четырех из них, со звездами Героев Советского Союза на френчах, стоят в парке славы у Дома офицеров флота. Сегодня здесь слышны все больше вертолеты — ЧФ РФ использует их для обнаружения подводных лодок. Браво парят над самым русским морем в мире старички-гидропланы БЕ-12. Немного их осталось на флотах России, немного и в Каче. День открытого аэродрома Из года в год 18 июля в Каче, давно уже ставшей наполовину курортной, повторяется один и тот же сценарий: в советский, памятный для качинских авиаторов День ВВС, на аэродром пускают всех желающих. В своеобразный "день открытых дверей" Качинский гарнизон показывает свою технику — можно сфотографироваться рядом с противолодочными КА-27 и КА-29, "амфибией" БЕ-12, военно-транспортным АН-26, можно посидеть в их кабинах. Пацаны, а их в этот день здесь видимо-невидимо, никогда от такой возможности не отказываются. И кто знает, — может, среди них уже растет гордость русской авиации. Последние годы Кача начинает вспоминать свою славную историю ярче, объемней, чем прежде. Обновляются прежние памятники рыцарям родного неба, появляются новые. В декабре прошлого года у стен местной школы появился превосходный памятник Александру Покрышкину. Легендарный советский ас снова смотрит на море, над которым когда-то выписывал фигуры высшего пилотажа, соревнуясь с Васей Сталиным да Тимуром Фрунзе. Поселок, в котором все улицы, кроме трех, носят авиационные имена, конечно, знаком с Покрышкиным, но сила традиций проявляется с особенной силой, когда их обновляют. Новый день Крыма, вернувшегося в российскую гавань тоже обозначен на теле старой Качи. Когда строили Крымский мост, со дна Керчинского пролива подняли останки штурмовика ИЛ-2. Летчик Евгений Мышко совершил свой последний полет на нем в конце ноября 1943 года. Теперь мотор и кабина (все, что осталось от "летающего танка") стоят на постаменте у стен ДОФа, среди аллеи памятников Героям СССР из шестого гвардейского. Сила традиций Председатель ветеранской организации поселка и гарнизона, майор в отставке Анатолий Станкевич говорит о своей мечте: неплохо бы поставить памятники Нестерову и Арцеулову, сделать мемориал на месте заброшенного кладбища, где на заре эры авиации хоронили исключительно пилотов, где лежит прах Андреади, например. Сейчас, увы, оно почти исчезло с лица земли. Анатолий Петрович говорит, что большой энтузиаст качинской истории, глава поселковой администрации Николай Герасим уже решил вопрос от отводе 4 гектаров земли под авиационный музей под открытым небом. Качинцы видят его частью военно-патриотического воспитания и курортной достопримечательностью. Вроде как уже 12 типов авиатехники есть для будущего музея. Начнут со списанных самолетов и вертолетов, которые местные мальчишки определяют по одному звуку двигателей. Ну, а там, возможно удастся решить и вопрос о восстановлении исторического здания самой Качинской школы военных летчиков, выставившей двух бронзовых львов у главного своего входа 105 лет назад. Родина нашей авиации достойна этого.

Кача: Сталин, Фрунзе и Покрышкин летали здесь. Фоторепортаж
© Украина.ру