Войти в почту

Николай Зенин: Сибирь готова к внедрению новых технологий

Макрорегиональный филиал "Сибирь" компании "Ростелеком" - второй по величине в стране, охватывает 30% территории России и предоставляет современные высокотехнологичные услуги жителям всех 12 регионов Сибирского федерального округа. На выставке технологического развития VI Международного форума "Технопром-2018" в Новосибирске компания представила свои новые разработки на основе собственной геоинформационной платформы "РусГИС" и спутниковых технологий, которые находят практическое применение в городах и в отдаленных поселках. В чем преимущества этих разработок, когда "умные дома" станут доступны любому желающему и каким может стать мир в ближайшие 15 лет, в интервью ТАСС рассказал вице-президент - директор макрорегионального филиала "Сибирь" ПАО "Ростелеком" Николай Зенин. - Какие наиболее интересные из своих разработок представляет "Ростелеком" на выставке форума "Технопром" в этом году? - Компания взяла курс на расширение инновационной составляющей бизнеса, и теперь многие наши продукты имеют в названии слово "умный". Здесь, на выставке "Технопрома", мы представили такие решения, как "Умный бакен" (сигнальный знак для речных судов - прим. ТАСС), "Умный дом", "Умный знак", "Умная парковка". Остановлюсь подробнее на системе "Умный бакен", внедрение которой будет способствовать модернизации навигационной системы речного судоходства. Концептуально система "Умного бакена" состоит из двух основных компонентов, один из них - это непосредственно сам навигационный знак. Помимо датчиков геопозиции, он имеет модули, обеспечивающие анализ угла наклона, фиксацию события: удар, снос, движение, модули, которые могут контролировать состояние навигационного маяка, состояние батареи. Включен в него и передатчик, который все эти данные в режиме реального времени отправляет в облако, на Национальную облачную платформу, которая тоже является разработкой компании "Ростелеком". В свою очередь облачная платформа консолидирует данные и накладывает на речную обстановку. В итоге через специальное пользовательское приложение судовладельцы, судоводители видят в режиме реального времени общую картину состояния навигационной системы на реках, внутренние судоходные пути только сибирских рек составляют 35 000 км. Внедрение в работу умных бакенов, во-первых, будет способствовать обеспечению безопасности. Вторым значимым фактором станет удешевление эксплуатации, так как пропадет непосредственно необходимость визуального контроля их состояния, поскольку вся обстановка отображается в реальном времени. Таких навигационных знаков на сибирских реках используется не менее 8000. Пока они не все "умные", но со временем "поумнеют". - То есть сомнений в том, что постепенно все устаревшие навигационные знаки будут заменены на "умные бакены", нет? - Нет, и их замена - экономически оправданный процесс. Одно дело, когда для обследования состояния бакенов необходимо направить бригаду, которая будет заниматься их осмотром, анализом состояния, месторасположения, - это затраты человеческих ресурсов и транспортные расходы. Другое дело, когда вся информация отражена на онлайн-карте, которая обновляется в режиме реального времени и не требует дополнительных вложений. Очевидно, что разовое вложение на внедрение системы окупается в процессе эксплуатации. "Умный бакен" сейчас проходит тестовое испытание на Енисее, и по его результатам дорабатываются техническая составляющая и программное обеспечение. - А есть ли спрос на подобные высокотехнологичные разработки, которыми занимается компания? - Конечно, тем более что мы не единственная компания на российском рынке, которая предоставляет цифровые услуги и ведет подобные разработки. "Умные" решения давно стали частью нашей повседневной жизни: безналичный расчет в магазинах, онлайн-покупки, охранные сигнализации и так далее. "Ростелеком" сконцентрировал усилия на создании цифровых платформ (индустриального интернета, национальной биометрической платформы и так далее), на базе которых разрабатываются решения как для целых отраслей экономики, так и для наших граждан. Чтобы создавать инновационные продукты, "Ростелеком" активно взаимодействует с высокотехнологичными корпорациями и компаниями. На форуме мы подписали меморандум о сотрудничестве с дочкой "Роскосмоса" - компанией "Спутниковые системы "Гонец". Она развивает спутниковые системы передачи данных, которые особенно актуальны для территорий, где нет наземных видов связи. Совместные решения позволяют развиваться и создавать новые продукты. - В адрес "Ростелекома" звучали обвинения в стремлении монополизировать многие цифровые направления. Как к ним относиться? - Мы не стремимся монополизировать рынок цифровых услуг, но мы очень активно развиваемся. Если кто-то хочет составить нам конкуренцию - милости просим. Могу с уверенностью сказать, что "Ростелеком" готов и к появлению конкурентов, и к сотрудничеству. - Учитывая, насколько быстро развивается компания и как стремительно ваши разработки становятся все более технологичными, готова ли инфраструктура Новосибирской области и других сибирских регионов к технологическим изменениям и их внедрению в повседневную жизнь? - Конечно, готова. Вопрос только в сочетании интересов заказчика и исполнителя для того, чтобы это было экономически целесообразно и для потребителя услуги, и для нас как ее исполнителей. С этой точки зрения проблем с готовностью инфраструктуры нет. Если же мы говорим, например, о такой разработке, как "Умный (дорожный) знак", то, наверное, это вещь, которая требует популяризации. Необходимо просто донести до жителей городов, насколько они удобны, востребованы и необходимы. Решение "Умный знак", как и "Умный бакен", базируется на технологии интернета вещей, когда объекты подключены к узкополосному интернету и могут отслеживаться и управляться через сеть. Городские службы с помощью цифрового сервиса будут управлять дорожной инфраструктурой из единого центра в реальном времени. Один и тот же знак способен стать разрешающим, предупреждающим или запрещающим. Любой из них может быть использован как информационное табло или светофор. В специальном приложении водители на карте в реальном времени увидят расположение знаков, светофоров, переходов, на каких дорогах идут ремонтные работы, где образовались пробки. Решение на базе платформы "РусГИС" использует данные таких сервисов, как "Яндекс.Пробки", комплексов видеонаблюдения, фотовидеофиксации и других датчиков. Привычные нам дорожные знаки таких возможностей не дают, а "умные" позволяют выстроить скоростные режимы, направление движения по полосам по настроенным заранее сценариям для той или иной ситуации, будь то гололед или праздничные мероприятия, во время которых перекрыта часть центральных улиц. - "Умные дорожные знаки" могут стать составляющей инфраструктуры "умных городов", о создании которых много говорится в последнее время? - Конечно, и мы работаем над созданием и других составляющих "Умного города". Например, возможность автоматического сбора информации с датчиков ресурсоснабжающих организаций - это решение мы тоже представили на выставке "Технопрома". Наши сибирские филиалы эту разработку используют. Пока еще в тестовом режиме, но тем не менее даже на этом этапе результативность очень высока. Очевидны и снижение потерь ресурсоснабжающих организаций, и экономия для потребителей. В "Умных городах", соответственно, должно быть как можно больше "умных домов", разработкой которых "Ростелеком" тоже занимается. Такой дом включает в себя системы внешнего и внутреннего видеонаблюдения, систему квартирных датчиков, которые могут, например, сообщать о протечке труб или обеспечивать видеонаблюдение за пожилыми людьми, маленькими детьми или приходящей няней - вариантов множество. При этом все датчики и системы можно гибко настроить под любого пользователя, что помогает создать комфорт, к которому мы все стремимся. - Когда "Умные дома" станут доступны для всей страны? - Любой житель Сибири, да и все россияне, уже могут жить в "Умных домах", если захотят. Это готовый продукт, которым можно пользоваться. Пока к этой комплексной услуге в Сибири подключено около 2000 домохозяйств, а если говорить только про системы видеонаблюдения, то клиентов гораздо больше. - Каким, на ваш взгляд, будет мир через 15 лет? И найдет ли компания свое место в нем? - Думаю, лет через 15 мир будет очень интересным, очень комфортным и для бизнеса, и для власти, и для граждан. Глубоко уверен, что мы, как и прежде, будем оставаться на острие технологического развития и занимать достойное место в организации комфортного цифрового будущего.

Николай Зенин: Сибирь готова к внедрению новых технологий
© ТАСС