Войти в почту

Северный широтный ход не нарушит археологические памятники

Северный широтный ход - не изобретение последних лет, его предыстория насчитывает более тысячелетия. Жители Ямала и соседних регионов очень рано осознали его необходимость. По распределению в регионе артефактов как сибирских, так и привозных можно сделать вывод о том, что с XI века Северный широтный ход исправно функционирует, причём как в сухопутном, так и в морском варианте. Об этом заведующая сектором археологии Научного центра изучения Арктики, кандидат исторических наук Наталья Федорова заявила на пресс-конференции в ИА «Север-Пресс». Наталья Федорова рассказала о морском варианте: местные жители навыками мореплавания не владели, но сюда, за Урал, шли люди с запада. Последнее путешествие викингов в так называемую Биармию, которая маркирована находкой застёжки от плаща, найденной недалеко от Салехарда, состоялась в 1222 году. Потом знаменитые мореплаватели сюда уже не ходили, поскольку стало холодно, ледовитость морей повысилась. Поморские мореплаватели заходили сюда вплоть до реформ Петра I, уничтожившего как класс поморский флот. Потом было несколько попыток проложить этот ход. В XVI-XVII веках он использовался русскими очень интенсивно, они шли через Пустозёрск, Печору, Усу, Собь и так далее. Была поставлена Собская застава, чтобы упорядочить эти потоки и не дать увезти «налево» нашу главную валюту - пушнину. Наталья Федорова напомнила и о проекте, предложенном сибирским миллионером-промышленником Михаилом Сидоровым - строительства дороги от Туруханска до Обдорска. Его поверенный Кошелевский обследовал эти территории, но правительство сочло проект преждевременным и слишком дорогим. «Зарублен» и проект железной дороги, предложенный в первой половине 19 века. Продолжением этой истории служит печально знаменитая 501-я стройка, которая проводилась с 1947 по 1953 год, сейчас исправно функционируют два участка дороги: Чум - Лабытнанги и Надым - Коротчаево. «То, что предпринимает правительство ЯНАО, очень важно, потому что теперь есть надежда, что Северный широтный ход заработает», - подытожила кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник научного центра Андрей Гусев сообщил об исследованиях, проведённых учёными нынешним полевым сезоном вдоль будущей трассы. Он пояснил, что любой строительный проект, особенно такой масштабный как железная дорога, проходит огромное количество предварительных процедур. И до того, как дорогу начнут строить, проводятся различные экологические, геологические и прочие исследования. В том числе археологическое обследование, чтобы не разрушить какие-либо археологические памятники, которые могут находиться на территории будущей стройки. Выявление, поиск таких памятников и были основной задачей археологов этим летом. Они работали около двух месяцев. С точки зрения поиска и выявления новых памятников, Андрей Гусев с определённым сожалением констатировал, что обнаружить ничего не удалось. Учёные прошли пешком почти 400 километров будущей трассы в Приуральском и Надымском районах. Неподалёку от Надыма удалось обнаружить всего несколько артефактов эпохи неолита. Ученый работал в составе части группы в Приуральском районе, где находок не было. Он объясняет это не безлюдностью и необжитостью региона, а тем, что трасса будущей железной дороги проходит на значительном удалении от главных жизненно важных водных магистралей. «Если дорога 501 и 503 строек проходила по берегу Полуя в Приуральском районе, то современный проект предусматривает местонахождение трассы на участке водораздела на значительном отдалении от этой крупной реки, - отметил он. – В результате трасса пересекает лишь небольшие водотоки, и здесь археологических памятников найти не удалось, потому что сложно было бы жить постоянно столь далеко от реки как места стабильной добычи пищевых ресурсов и от транспортной артерии. Памятники, оставляемые кочевниками, также обнаружить не удалось».

Северный широтный ход не нарушит археологические памятники
© ИА Север-Пресс