Войти в почту

Столичные власти начали формировать программу экологического развития города

Она будет основана на предложениях экспертов. Мэр Сергей Собянин указывал на острые вызовы, связанные с экологией. По его словам, за последнее время они вышли на первый план в связи с обстановкой в Московской области. Столичные власти начали формировать программу экологического развития столицы. Она будет основана на предложениях экспертов. Мэр Сергей Собянин указывал на острые вызовы, связанные с экологией. По его словам, за последнее время они вышли на первый план в связи с обстановкой в Московской области. Большие города изначально имеют проблему экологии, и в разное время эта проблема имеет разную остроту, но она всегда волновала и волнует горожан. Об этом сказал Собянин на встрече с экологическими экспертами. По его словам, сегодня в Москве существуют проблемы и с работой коммунального сектора, и обращения с отходами, а также загрязнения атмосферы транспортом, проблемы топливои энергопотребления. — Мы перестали замечать над городом в январе и декабре «темную шапку», которая висела над городом в самые низкие температуры. Это происходило, потому что мы потребляли много газа. В пиковых нагрузках газа не хватает, и в Европе, и в России из-за этого происходили ограничения в газоснабжении, и соответственно, мы вынуждены были топить наши ТЭЦ мазутом. Этот смог стоял неделями, и в последние годы этот смог исчез, — рассказал Сергей Собянин. — Решение, связанное с оптимизацией всех энергосистем города, дало возможность меньше тратить газа и отказаться от мазута. Мэр также напомнил о модернизации Люберецких и Курьяновских очистных сооружений, на запахи которых жаловались около двух миллионов жителей. — Система, связанная с раздельным сбором мусора, мусоросортировкой, работой полигонов, — это тоже важная тема. Важная тема с посадкой деревьев. Часть деревьев стареют, их надо вырубать. Прокладываются новые дороги, коммуникации, что тоже подвергает испытанию зеленый фонд, но главное, что с каждым срубленным деревом в Москве высаживают два-три новых дерева, — отметил он. В столице, кстати, уже пять лет действует программа «Миллион деревьев». За это время горожане посадили около 100 тысяч деревьев и около двух миллионов кустарников. Причем какие именно деревья и кустарники в том или ином районе или даже дворе высаживать, решают сами горожане, голосуя на портале «Активный гражданин». Чаще всего они выбирают клены, каштаны, сирень, чубушник. Еще одна важная и, пожалуй, главная экологическая проблема столицы — выхлопы автотранспорта. Они дают более 90 процентов всех выбросов в атмосферу. При этом уровень автомобилизации растет. Сегодня в столице зарегистрировано уже около 4 миллионов автомобилей. — При этом, обратите внимание, пробки в Москве становятся меньше. Если в 2013 году по плотности заторов мы занимали первое место в мире, то сейчас четвертое, — рассказывает автоэксперт Игорь Новожилов. — Дело в том, что появились новые развязки с более высокой пропускной способностью, сотни километров новых дорог и, что не менее важно, начала действовать интеллектуальная транспортная система. Она включает, например, «умные» светофоры, где зеленая и красная фазы зависят от потоков автомобилей в разных направлениях. Как результат, светофоры из запирающих дороги устройств постепенно превращаются в реальных регулировщиков движения. А чем быстрее автомобили едут, тем меньше выбросов они делают, тем чище воздух. Чтобы уменьшить объем автовыхлопов, столичные власти решили сделать ставку на развитие электротранспорта. В городе на несколько десятков километров увеличилась сеть метро и появился принципиально новый вид транспорта — городская электричка, МЦК. А еще с 1 сентября в Москве впервые в истории запускают сразу несколько маршрутов электробусов. — Электротранспорт не делает выбросов, поэтому может считаться экологически чистым, — пояснил Игорь Новожилов. В ходе обсуждения программы экологического развития столицы Сергей Собянин отметил и эффекты от модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода. — С учетом колоссальных инвестиционных ресурсов, которые вкладываются в предприятие, сроков, динамики и реализации, я думаю, что ситуация там будет меняться и дальше, причем меняться кардинально, — заявил мэр. — Сегодня завод не такой, какой был в 2010–11 годах. Провели значительную реконструкцию, а выбросы снизились уже в два раза, но тем не менее работы еще много. Кредо — ответственность Напомним, в этом году Московскому НПЗ, который принадлежит «Газпром нефти», исполнилось 80 лет. Все эти годы завод работает для города. Предприятие находится в черте Москвы. Оно — не только поставщик высококачественного топлива, но и признано экологами ответственным предприятием, которое заботится об экологии. Александр Гинзбург, руководитель общественной организации «Развитие и окружающая среда», отмечает: — Завод — один из российских лидеров в области экологии, иначе в Москве такое огромное предприятие существовать не может. Мне очень нравится, что завод работает вместе с властями города и экологической общественностью. Вадим Петров, статс-секретарь, сопредседатель Координационного совета Экологической палаты России, считает, что развитие экологически чистых производств очень и очень важно. — В современных реалиях, в условиях мегаполиса, где необходимо обеспечивать социальную стабильность, развитие экологически безопасных производств — это важный компонент социально-экономического развития для любого региона, а тем более большого города, — уверен Петров. — Крупные предприятия обеспечивают существенные инвестиции в развитие экологии. Например, экологическая программа Московского НПЗ позволила предприятию сократить санитарно-защитную зону. Это очень существенно. Московский нефтеперерабатывающий завод «Газпром нефти» — завод топливного профиля. Основная продукция — это автомобильное топливо для рынка Москвы и Московской области, авиационный керосин для аэропортов Московского авиационного узла, а также битум для строительства дорог. Сегодня на бензине Московского НПЗ ездит каждый третий автомобиль, каждый седьмой самолет, вылетающий из Москвы, заправлен керосином этого предприятия. Битум используют для укладки асфальта каждой второй улицы. С 2011 года продолжается модернизация завода, которую ведет «Газпром нефть». Результат впечатляет. Новый стандарт топлива По мнению Сергея Собянина, предприятие очень помогло городу во внедрении нового стандарта топлива. Благодаря заводу, Евро-5 Москва ввела раньше, чем вся остальная страна. — Важная история связана с топливом. Мы, действительно, первыми в России ввели стандарт на московских заправках не ниже сначала Евро-4, потом перешли на Евро-5, и это дало значительный эффект для выбросов в атмосферу, потому что это главный источник загрязнения, — рассказал мэр. — Мы ввели ограничение на заезд внутрь МКАД машин с двигателями Евро-2. Московский НПЗ в свое время нам помог перейти на Евро-5, потому что таких топлив в то время в достаточном количестве не производилось. Не только бензин Завод и сейчас продолжает делать все возможное, чтобы небо над Москвой и вода в Москвереке становились чище. Завершение строительства комплекса «Евро+» должно стать ключевым событием 2018 года. Комплекс позволит вывести из эксплуатации пять установок предыдущего поколения. Благодаря пуску «Евро+» завод будет производить больше моторного топлива, в том числе дизеля зимних сортов. Увеличится и выпуск авиакеросина для столичных аэропортов. «Евро+» — это компактный, энергоэффективный комплекс. Современное оборудование и технологии помогут дополнительно снизить воздействие на окружающую среду на 11 процентов с каждой переработанной тонны нефти. В строительстве комплекса участвуют ведущие российские производители оборудования. — Технологическая особенность комплекса — интеграция тепловых потоков нагрева сырья и охлаждения продуктов. Это обеспечивает максимальную энергоэффективность, — рассказали «ВМ» на предприятии. — Комбинирование технологически связанных процессов позволяет серьезно сократить размеры площадок и разместить объекты на ограниченной территории, снизить капитальные и эксплуатационные затраты за счет сокращения протяженности технологических, энергетических и инженерных коммуникаций. Оборудование и сооружения комбинированной установки переработки нефти занимают площадь всего 6 га. Для нефтепереработки — это очень мало. Установку можно назвать суперкомпактной. Кстати, предыстория ее появления достаточно интересна. — Мало кто знает, что с технической точки зрения Московский НПЗ представляет собой по сути не один, а два завода, — рассказывает историк нефтехимической отрасли Александр Епишев. — Первый создавали в 1960-е годы. Он включал в себя полный для своего времени цикл нефтепереработки. И по объемам производительности был назван «малым технологическим кольцом». Второй завод появился в 1980-е, включил более современные установки, которые позволили производить более глубокую переработку нефти и увеличить объемы. Соответственно, он стал «большим технологическим кольцом». «Большое кольцо» полностью модернизировали, а «малое» заменит комплекс «Евро+». Он сосредоточит в себе полный цикл от первичной переработки до получения готовой продукции. «Евро+» высоко оценивают эксперты — Применение комбинированных установок первичной переработки — практика, которую редко встретишь в российской нефтеперерабатывающей отрасли, — считает Андрей Костин, руководитель информационно-аналитического центра Rupec. — Причина, вероятно, в большом объеме единичных инвестиций в такие крупные промышленные объекты, ведь фактически это завод в заводе. Классический же сценарий модернизации предполагает точечный и постепенный ввод необходимых новых установок с выводом из эксплуатации старых. К неоспоримым преимуществам комбинированных установок можно отнести возможность «вписать» их в ограниченную территорию, а также повышенную эффективность в сравнении с тем же набором отдельных установок. Как считают экологи, преимущество установки «Евро+» еще и в том, что она позволит повысить энергоэффективность завода. А значит, он сможет потреблять меньше энергии, что тоже положительно скажется на состоянии окружающей среды. Модернизация по полной программе Обновление производства — это не только рост выпуска продукции. Ее цель — вывести предприятие на мировой уровень по эффективности, безопасности и технологическому оснащению. Ведь все эти факторы — признак современного предприятия в современном городе. Так, ключевым событием 2017 года стало открытие биологических очистных сооружений «Биосфера». В результат завод сократил потребление речной воды в 2,5 раза и перешел практически на замкнутый цикл водообращения, значительно снизив нагрузку на городские очистные сооружения. Что, как отмечают экологи, крайне важно, завод сейчас не имеет прямого сброса в Москву-реку. Работу «Биосферы» недавно проинспектировали представители всероссийской экологической организации «Зеленый патруль». — Эффект от работы «Биосферы» впечатляет. Благодаря этому комплексу завод существенно снизил потребление речной воды и объем сточных вод. Это значительно уменьшило нагрузку на городские очистные сооружения. Стоит отметить и технологии очистки воздуха, заложенные в «Биосфере». Экспресс-анализ показал, что комплекс соответствует нормам, — отметил председатель правления «Зеленого патруля» Андрей Нагибин. Все резервуары «Биосферы» абсолютно герметичны, отходящие газы проходят специальную очистку с помощью эффективной плазменно-каталитической технологии. Перед выходом воздух дополнительно очищается на фильтрах и обеззараживается ультрафиолетовым светом. Технологии «Биосферы» стали главным проектом Года экологии, а сам проект был отмечен ежегодной международной экологической премией «Ecoworld-2017» в номинации «Экологи- ческие разработки, ресурсосбережение и безотходные технологии», свидетельством «Зеленый сертификат — модернизация проведена» общероссийской общественной организации «Зеленый патруль», премией в области экологии, энерго- и ресурсосбережения «Eco Best Award — 2018» в номинации «Лучший инфраструктурный проект». Кроме того, по итогам 2017 года Московский НПЗ отмечен Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) грамотой за ответственную политику в сфере экологической безопасности и соблюдение природоохранного законодательства.

Столичные власти начали формировать программу экологического развития города
© Вечерняя Москва