Зачем пираты закрывали глаз черной повязкой: каково научное объяснение
Все мы помним, что очень часто пиратов показывают нам в художественных произведениях с черной повязкой на глазу. Это все как бы намекает, что у него там нет глаза, или травма. Вот эту, собственно, травму повязка и закрывает. Однако, есть задокументированные свидетельства, что пираты нарочно не закрывали свои уродства ради дополнительного устрашения врагов, просто чтобы иметь еще более свирепый вид. Как-то тут повязка не вяжется. И вот уже долгое время на основании этого в интернете гуляет версия, что американского офтальмолога Джима Шиди из Орегонского университета, который считает, что пираты нарочно носили чёрную нашлёпку на здоровом глазу, чтобы избавиться от проблемы адаптации зрения к темноте. Сами посудите: пирату необходимо было сражаться и грабить как на палубе, так и под ней, а поскольку искусственное освещение тогда было явлением редким, в трюме было довольно темно. Чтобы привыкнуть к полумраку трюма, человеческому глазу может понадобиться несколько минут, что в горячке боя, согласитесь, не совсем удобно. Поэтому опытный пират «заглушал» один глаз повязкой и переносил её на другой глаз при переходе из света в тьму или обратно. Или же находясь ночью в освещенной каюте ему необходимо было выходить на темную палубу — ничего не видно, а повязка помогала глазу сразу быть в «боевой готовности». Вот такая версия доминирует. Если вы погуглите тему, то только ее и найдете. Ее даже проверяли в «Разрушителях мифов» и подтвердили. Однако я очень сомневаюсь в ее достоверности. Да, конечно нет задокументированных доказательств, что пираты прикрывали повязкой поврежденный глаз. Однако точно так же нет доказательств и с теорией адаптации зрения. Многие говорят — это работает реально. Типа мол проверьте сами когда пойдете ночью в туалет. Возможно это и работает. Но почему тогда все пираты не носили такие повязки, а судя по художественным произведениям — единицы? Где вы видели абордажную команду — где все с черными повязками на одном из глаз? Треуголка, повязка на глазу и попугай на плече — так мы привыкли представлять себе пирата. Но весь этот антураж происходит из одной-единственной книги, изданной в 1724 году в Лондоне. В книге описаны похождения многих известных пиратов — Черной Бороды, Израэля Хэндса, Бартоломью Робертса и т. д. Именно благодаря этой книге мы сейчас уверены, что пираты обязательно должны быть одноногими или одноглазыми, они постоянно ищут сокровища и плавают под веселым Роджером. Хотя даже согласно книге Джонсона свой флаг «веселым Роджером» называли всего два пирата — Фрэнсис Сприггс и Бартоломью Робертс. Книга была очень популярной в XVIII — XIX веках и несколько раз переиздавалась. Именно ей руководствовались писатели, создававшие романы о пиратах, в том числе — автор «Острова сокровищ» Роберт Льюис Стивенсон. Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами (англ. A General History of the Robberies and Murders of the Most Notorious Pirates) — книга, изданная вЛондоне в 1724 году. Книга издана автором, взявшим себе псевдоним Чарльз Джонсон. Наиболее вероятным «претендентом» на авторство данной книги является Даниель Дефо. Первое издание «Всеобщей истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами» вышло в свет весной 1724 года в лондонском издательстве Томаса Уорнера, и в мае поступило в продажу в книжный магазин Чарльза Ривингтона, располагавшийся неподалёку от Собора Св. Павла. Книга была небольшой по формату (1/8, octavo), была оформлена в простой кожаный переплёт и выглядела довольно скромно по сравнению с другими изданиями, и проиллюстрирована тремя гравюрами с портретами наиболее знаменитых пиратов, в частности Чёрной Бороды и Робертса Бартоломью. Несмотря на скромный внешний вид, книга капитана Чарльза Джонсона имела успех и весь тираж разошёлся довольно быстро. Через несколько месяцев появилось второе издание, в 1725 году — третье, а в1726 году — существенно дополненное четвёртое, вышедшее уже в 2 томах и включавшее биографии ещё 12 пиратов. Интерес публики к книге вдохновил автора на расширение её содержания и публикацию в 1734 году «Всеобщей истории жизни и приключений самых знаменитых разбойников, убийств, грабителей и т. д., с добавлением достоверного описания плаваний и разбоя самых известных пиратов». Среди историков пиратства широко распространённым является мнение о том, что Джонсон своей «Всеобщей исторей пиратства…» создал концепцию пиратства, существующую до настоящего времени, и всесторонне описал период, получивший позднее название золотого века пиратства. Опираясь на его «Всеобщую историю…» писатели, начиная с Вальтера Скотта (роман «Пират») создали знакомый ныне всем образ пирата, сочетающий реальные и вымышленные черты с рядом непременных атрибутов: чёрная повязка на глазах, бандана в качестве головного убора, зарытые клады, «Весёлый Роджер» и многие другие Давайте вернемся к нашему мифу. Итак — черная повязка на глазу. Все-таки это фишка и отличительная художественная черта пиратства, как и попугай на плече и протез вместо ноги. По этому утверждать, что это нужно было для какой то практической цели мне кажется нелепым. Тем более, что глаза — бинокулярная система. Закрытие одного глаза нарушает функцию второго. Реальные стрелки вообще не жмурят второй глаз при выстреле, стрелять правильно с двумя открытыми глазами (плюс к тому постоянно жмуриться и физически не просто). Сами попробуйте проверить зрение с двух глаз, а затем после часа хождения с одним закрытым глазом. Такой рассинхрон зрительной системы может привести даже к косоглазию. А еще попробуйте подраться зажмурив один глаз — очень специфический опыт получите. Дистанция и траектория угадываются сложнее. Бинокулярные системы теряют в эффективности — если их половинить. Кому это нужно в повседневной деятельности, а тем более в бою. Да и насколько обязательно должно было случиться, что в бою пришлось бы быстро проникать с яркого света в трюм? Или туда посылали только повязочников, т. к. понятно, что они были ДАЛЕКО не у всех пиратов. Ну и как? Верите ли вы в объяснение мифа о повязках адаптацией зрения в темноте?