Царство Божие, пришедшее в силе

Каждый год 19 августа люди приходят в храм с фруктами, которые освящаются специальным чином после Божественной литургии. Но как ни вкусны ароматные яблоки, как ни сладок спелый виноград, в этот день Церковью установлен вовсе не праздник урожая, а торжество явления Царства Божия. Вскользь просматривая страницы Евангелия в поисках будоражащих воображение сцен, многие сегодня могут прийти к безрадостному выводу — воплотившийся Бог не показал ничего, что могло бы впечатлить современного человека, пресыщенного высокотехнологичными зрелищами. Опустошенный ими читатель равнодушно пройдет даже мимо Фаворского сияния Божества. Вот он уже у подножия горы, где собрались растерянные апостолы, неспособные излечить отрока, «одержимого духом немым» (Мк. 9, 17)… Ничто не трогает сердце нашего современника. Внезапно вопль отца больного юноши как в зеркале отразит его внутреннее состояние и всколыхнет душу, напомнив о собственном неверии и недоверии Богу: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9, 24), — отзовутся в глубине сердце евангельские строки. И раскаяние, надежда, реальность преобразившегося Господа сольются в одно живое ощущение, наполняющее человеческую жизнь высшим смыслом. Такое не даст пережить ни одно потрясающее зрелище, какого бы развития ни достигли компьютерная графика и 3D технологии. Неслучайно в богословии святителя Григория Паламы события Преображения Господня являются центральной темой, в которой раскрывается цель христианского подвижничества — обожение, опытное вкушение Царства Божия. По толкованию святителя Григория, Господь вездесущ, Ему не требуется особое место, где Он являет Свое Царство. Оно повсюду, но открывается человеку «силою Божественного Духа». Трое взошедших на Фавор апостолов видели неизреченный свет (см. Мк. 9, 3) и ощущали благость пребывания с Богом (см. Мк. 9, 5) в той мере, «насколько им даровала сила Божественного Духа». Все они были подготовлены к боговидению, следуя за Христом во время восхождения (см. Мф. 17, 1) в молитве, соединенной с постом (ср. Мф. 17, 21). В иных случаях Христос отсылал учеников, чтобы молиться Ему в полном одиночестве (см. Мф. 14, 23). Что изменило обычный порядок на этот раз? Восстанавливая хронологию евангельских событий, святитель Григорий Палама обращает внимание на слова апостола Петра, когда тот прямо назвал Христа Сыном Живого Бога (см. Мф. 16, 16; ср. Лк. 9, 20). После этого Спаситель обещает, что некоторые из апостолов «не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк. 9, 27). И вот, подойдя к горе Фавор, Он берет троих из них с Собой, чтобы подняться на гору для молитвы. Там, на Фаворе они становятся свидетелями Его Преображения (Лк. 9, 29). Следовательно, необходимым условием, предпосылкой боговидения является твердая вера в Христа Спасителя. Далее необходим христианский подвиг, приближающий к Господу: стремление во всем исполнять евангельские заповеди и борьба за чистоту сердца. Следуя этим путем под руководством опытного наставника, подвижник может достичь православной исихии (молчания), т.е. телесного и умного безмолвия. Исихия является средством для главной цели подвижничества — причастности благодати Божества, пребывания в Его нетварном Фаворском свете. Сама цель и средство ее достижения — это таинства грядущего века. Преподобный Исаак Сирин разъясняет, что слова нужны в этом мире, а подвижник пытается уподобить свою душу духовному естеству, храня молчание и воздержание. Он полностью устремлен к Богу. Путем этого делания он может достичь особого состояния, когда «служение его бывает исполнено Божественных таинств, а чрез оные — и невидимых Сил, и святыни господствующей над тварями Власти». Так смысл евангельских событий Преображения Господня, заключенных между двумя исповеданиями веры в Христа Спасителя: апостола Петра и отца отрока одержимого «немым духом», — в святоотеческом понимании, открывает тайны будущего века и обосновывает необходимость православного аскетизма. Достичь его вершин — равноангельского служения Творцу, дано тем немногим, кто всецело посвятил себе служению Ему. Но это не значит, что остальным не нужен подвиг исполнения евангельских заповедей, очищения своего ума и сердца от всего, что делает нас чуждыми Господа. Ведь каждый слышит на вечерней службе после слов: «Слава Тебе показавшему нам свет», — гимн Великого славословия, в котором есть слова: «Яко у Тебе источник живота , во свете Твоем узрим свет». Следовательно, в современной Церкви литургически засвидетельствован непреходящий апостольский опыт зрения Фаворского света. Под сводами храма мы и сегодня можем созерцать иконографический образ Царства Божия, где дивный Фаворский свет образно лучится в нимбах святых угодников. А это были люди с самой разной судьбой, но одинаково возлюбившие Христа больше всего в этом мире, включая собственную жизнь. Не только монахам-исихастам, а всем нам обращен призыв святителя: «Разумея тайну Господнего Преображения, пойдем к сиянию оного Света и, возжаждав красоты неизменной славы, очистим очи ума от земных скверн», — чтобы избежать пагубной тьмы «осиянием и познанием невещественного и присносущного света Преображения». Значит, все христиане призваны стать причастниками хотя бы малого отблеска Фаворского света. Когда именно Христос благоволит явить Свое Царство, и будет ли это при временной нашей жизни, нам неизвестно. Но надо, как минимум, постараться быть в числе Его верных последователей. Пусть мы не имеем возможности вести образ жизни пустынников. Но мы можем хранить единство с Христом и Его Церковью. Мы можем чаще приходить в храм и причащаться Святых Таин, соединяться с Ним домашней молитве и просить Его благословения перед всяким делом, стараться ни в каких обстоятельствах не отступать от веры, исповедовать Божество Иисуса Христа не только на словах, но и всей своей жизнью.