Войти в почту

21 августа 1963 года могло стать чёрным днём для Ленинграда. Прямо на центр города падал самолёт — Ту-124. Казалось, катастрофы не избежать. Но реактивный лайнер удалось посадить на Неву. 450 метров над Исаакием В то утро новенький Ту-124 с бортовым номером 45021 — ему ещё и года не было — взял курс из Таллина в столицу. 45 пассажиров, среди них один ребёнок и один инвалид. Семь членов экипажа. При наборе высоты зажглась сигнализация: не убрана передняя стойка шасси. Позже выяснилось, что при взлёте отвалился шаровой болт — и опору заклинило в полуубранном положении. Садиться экстренно в Таллине было нельзя — там стоял сильный туман. И диспетчеры направили борт в Ленинград. Пулково тогда ещё не построили, на его месте был аэродром Шоссейная. С неубранной стойкой шасси самолёт мог сесть только на брюхо, а это опасно взрывом. Поэтому перед посадкой полагается выработать горючее. Именно это и стал делать экипаж — наматывать круги над Ленинградом на высоте 500 метров. А штурман Виктор Царёв с бортмехаником Виктором Смирновым пробили дыру в полу кабины и через неё пытались шестом поставить шасси на место. Стюардесса Шура Александрова переносила багаж в хвост, чтобы при касании земли лайнер не клюнул носом. Впрочем, чемоданов было немного, большую часть груза составляли 20 ящиков с копчёным угрём, который экипажу поручили доставить в Москву. Их-то Шурочка и таскала через весь салон. Тем временем в аэропорту готовили полосу — заливали её толстым слоем пены, чтобы не случилось возгорания и взрыва, пригнали пожарные машины и кареты скорой помощи. После седьмого круга, около полудня, диспетчеры велели идти на посадку. Но командир Виктор Мостовой сообщил, что датчик показывает слишком большое количество топлива, и пошёл на восьмой круг. И тут остановился левый двигатель — похоже, датчик врал, топливо было на исходе. Диспетчеры приказали лететь в аэропорт по прямой, через город. Но уже над Исаакиевским собором заглох второй двигатель. Высота — 450 метров. До падения — секунды. А впереди — Невский проспект. «Виктор потом мне говорил, что за эти 14 секунд вся жизнь прошла, — рассказала вдова командира Жанна Мостовая. — И тут блеснула Нева! Витя переглянулся со вторым пилотом Василием Чеченевым: «Сажаем? Сажаем!» Чудесное везение История спасения Ту-124 — это, по сути, история счастливых совпадений. И главное из них то, что Василий Чеченев в прошлом служил в военно-морской авиации и имел опыт посадок на воду. Гражданских-то тогда приводнению не учили. И Мостовой передал штурвал второму пилоту. Остальное заняло 14 секунд. К Литейному мосту высота была уже 90 метров. Едва не зацепили Большеохтинский. Над строящимся мостом Александра Невского прошли в четырёх метрах. Впереди — железнодорожный Финляндский мост. Чеченев изо всех сил взял штурвал на себя, задрал нос и коснулся воды. Неубранная стойка шасси отлетела сразу, пробив фюзеляж. В пробоину полилась вода. Глубина Невы в этом месте — 13 метров, утонуть хватит. Плюс сильное течение. Но снова помог случай: рядом тащил брёвна буксир «Буревестник». Капитан Юрий Поршнев, увидев, как позади него грохнулся самолёт, тут же отцепил груз, подошёл к лайнеру и бросил лётчикам трос. А затем отвёл Ту-124 к берегу. Опять счастливое совпадение: не просто буксир в нужном месте, но и очень вовремя — ведь шёл бы он минутой позже, и самолёт врезался бы в него. И сам бы взорвался, и речников бы потопил. Малоохтинская набережная тогда ещё была земляной. И опять повезло: к ней прибило несколько плотов. Буксир подвёл к ним самолёт, положил крыло на плоты — получился трап. По нему сошли на берег все 45 пассажиров, потом экипаж. Последним покинул лайнер Виктор Мостовой. Пострадавших не было. Квартиры в награду «Меня в те дни в Москве не было, я ездила к маме за дочкой — она шла в первый класс, — вспоминает Жанна Мостовая. — Так что Витя встречал нас на Казанском вокзале. И по дороге домой рассказал, что с ними случилось над Ленинградом. Я была шоке, в ужасе! А он такой спокойный. Он вообще был очень сдержанный». Экипаж отстранили от полётов, началось разбирательство. КБ Туполева винило во всём лётчиков. Но в итоге их признали героями. Хотя орденов всё равно не дали. Авиаотряд Внуково их наградил сам: командир и штурман получили квартиры. «Мы тогда жили всемером у мамы, — пояснила Жанна Мостовая. — А нам дали на троих «двушку» на юго-западе Москвы! Чеченеву квартиру не дали только из-за того, что у него не было московской прописки, он жил в Щербинке. Но ему вскоре устроили прописку, и благодаря этому он смог купить кооператив». Экипаж отстранили от полётов, началось разбирательство. КБ Туполева винило во всём лётчиков. Но в итоге их признали героями. Дороги экипажа вскоре разошлись. Мостовой летал ещё 15 лет — на Ту-124, Ту-134, Ту-154. Потом стал начальником смены во Внуково. В 1989 году, уже пенсионером, уехал с женой, дочкой и внуком в Израиль, работал на текстильной фабрике. Умер в 1997 году. Второй пилот Василий Чеченев стал командиром воздушного судна, потом лётчиком-инструктором. Умер в 2002 году. «А штурман Витя Царёв погиб, — вздохнула Жанна. — Не в воздухе, на земле, в автокатастрофе». Уроки После посадки на Неве изменилась система подготовки пилотов: приводнение вошло в обязательный учебный курс. Также тот случай привёл к запрету полётов над крупными городами, который действует до сих пор. Проверка всех Ту-124 обнаружила дефект болта шасси ещё на семи самолётах. КБ Туполева доработало датчики топлива, сделало их точнее. Кстати, в Петербургской патриархии рассказывают, что на самолёте Ту-124, совершившем посадку на Неву, летел будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II - в то время он был митрополитом Таллинским и Эстонским. Однако никаких документальных свидетельств этому нет. Да и сам Алексий никогда об этом не упоминал. 17 происшествий произошло с Ту-124 за почти 20 лет эксплуатации. В них погибли 312 человек.По всей видимости, легенда родилась в результате очередного совпадения. Самолёт приводнился перед Финляндским железнодорожным мостом. А рядом с ним — подворье Зеленецкого монастыря, где находится известная часовня иконы «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Там же похоронена популярная в Петербурге старица Матрона-Босоножка. Эту церковь Алексий II очень любил и, будучи патриархом, нередко там бывал — именно его стараниями здание было возвращено РПЦ. Видимо, частые визиты в церковь, находящуюся рядом с местом аварийной посадки лайнера, и связали личность Алексия с рейсом Ту-124. Тем не менее легенда породила традицию: те, кто боятся летать, молятся в часовне об успешном завершении полёта. Не очень долгая история Самолёт Ту-124 — пассажирский реактивный лайнер для коротких маршрутов. Первый полёт совершил в 1960 году, в эксплуатации с 1962 года. Первый советский самолёт, изготавливавшийся на экспорт — в ЧССР, ГДР, Индию, Ирак, Китай. В 1963 году на его базе был создан Ту-134, вытеснивший предшественника с авиалиний. В 1979 году Ту-124 выведен из эксплуатации в гражданской авиации. За почти 20 лет с Ту-124 произошло 17 происшествий, в которых погибли 312 человек. Самая тяжёлая авария случилась 29 августа 1979 года над Тамбовской областью — авиалайнер сорвался в штопор и развалился в воздухе. Погибли 63 человека. Были и курьёзы. В 1970 году чешские пилоты, сажавшие Ту-124 в Цюрихе, забыли выпустить шасси. Тогда никто не пострадал. Благодарим за помощь в подготовке материала наших коллег из телерадиокомпании «МИР». 18 августа в 10.15 смотрите на телеканале «МИР» премьеру документального фильма «Иду на Неву».

Место посадки — Нева
© Парламентская газета