Темная сторона AliExpress: как российские покупатели обманывают китайских продавцов?
«Как обмануть продавца на AliExpress?» — достаточно вбить этот запрос в поисковой строке, и можно узнать десятки способов. Большинство из них, конечно, нарушают Уголовный кодекс. По словам москвички Елены, ее знакомый попробовал просто из интереса — и получилось: — У меня есть знакомый, я не буду называть его имени. Он как-то просто решил проверить, можно ли обмануть такой магазин, как AliExpress, и он заказал какой-то товар, по-моему, гирлянду, и все хорошо, товар пришел в надлежащем качестве, он его получил на почте, но продавцу написал, что товар не пришел и он не знает, что делать, потребовал обратно деньги, и продавец извинился и вернул их. Единственное, что продавец проверял по трек-коду, дошел ли товар, но знакомый развел скандал, что он ничего не знает, показывает, что посылка пришла, но товара в ней нет. — Получил всю сумму? — Да. Дешевые товары китайцы часто отправляют без трек-номера, чтобы сэкономить. И этим пользуются некоторые ушлые покупатели, комментирует интернет-cтартапер Андрей Марчуков: Андрей Марчуков интернет-стартапер «Проблема основана на несовершенстве «Почты России»: посылки делятся на посылки, которые можно отследить, и которые отследить нельзя — это посылки со специфичными трек-номерами. Пользователь совершает некую покупку. Как правило, это товары с низкой стоимостью, до 5 долларов, в одном заказе может быть несколько штук определенного товара. Покупатель получает посылку, дальше идет игра на доверие, когда на сайте магазина пользователь открывают спор, утверждая, что якобы он не получил посылку». AliExpress часто встает на сторону покупателя, но отслеживает, не слишком ли много у него таких споров. Массовых блокировок пользователей нет, только единичные, утверждает PR-директор Tmall и AliЕxpress Антон Пантелеев. Антон Пантелеев PR-директор Tmall и AliЕxpress «На AliExpress и Tmall работает автоматическая система распознавания мошеннических операций. Для того чтобы под нее попасть, нужно очень сильно постараться. Например, сделать пару десятков заказов и большую часть из них отменить либо потребовать по какой-то причине возврата денег, не объясняя вообще толком, что собственно произошло». Хотя в интернете куда больше историй о том, как обманывают не покупатели, а продавцы с AliExpress. Во «ВКонтакте» есть несколько групп, где пользователи делятся историями, как их заблокировали, когда ни о каком мошенничестве речи не шло. Создатель одной из таких групп, Алексей, рассказывает самую запомнившуюся ему историю: Алексей создатель группы «ВКонтакте» об AliExpress «Человек купил телефон. Он отметил, что ему нужен евроадаптер под наши розетки. К нему приходит под английскую розетку — адаптер с тремя мощными ножками. Он начинает писать продавцу. Продавец соглашается, что да, выслали не то, и предлагает прислать переходник. Это достаточно массивная конструкция получается в отличие от европейского адаптера. Покупатель не соглашается и просит ему прислать нормальный адаптер. Продавец понимает, что долларовым переходником он не отделается, ему надо будет присылать оригинальный адаптер, который стоит уже не доллар, а 10-12 долларов, резко меняет тактику и жалуется на AliExpress, что у него якобы что-то вымогают, и покупателя сразу же блокируют. После этого он уже ничего не может сделать». Россия — крупнейший рынок для AliExpress, а AliExpress — крупнейший в России интернет-магазин, и вопрос доверия важен. По крайней мере, советы на российских сайтах о том, как обмануть китайских продавцов, сопровождаются ремаркой: «Обманывать нехорошо, китайцы работящий народ, деньги им достаются так же тяжело как и нам, поэтому имейте совесть».