Русский Каганат. В воронежских Костенках воссоздали эпоху Средневековья
11 августа посетители фестиваля исторической реконструкции «Русский каганат. Царь горы» в селе Костёнки смогли переместиться на тысячу лет назад – в эпоху, когда молодая Русь делала первые шаги, а на донских просторах соседствовали степняки-хазары и земледельцы-славяне. Тысячу лет назад В Воронежской области трудно найти место, которое бы подходило для фестиваля реконструкции лучше, чем Костёнки. Здесь незаметно для себя попадаешь в прошлое. Присел на белый склон холма, поскрёб немного мел – и можно увидеть кусочки раковин моллюсков, которые нежились в водах древнего океана. Подобрал в траве немного сухих древних водорослей, кинул в пакетик с водой, и через 10 минут они воскресли – стали зелёными. Водоросли тут в анабиозе. Они просто ждут, когда сюда снова вернётся океан. Прошли миллионы лет прежде, чем в этих местах появился человек. Он пришёл 45 тысяч лет назад, видимо, вслед за мамонтами, которые давали всё: мясо, одежду, стройматериалы. Кости этих огромных животных местные жители находят даже у себя в огородах. Четыре года назад рядом с музеем решили построить котельную. Но вместо котельной сделали открытие мирового значения – при рытье котлована наткнулись на сооружённое из костей мамонта жилище. Намётанный глаз легко найдёт древние курганы – эти места всегда привлекали к себе человека. Высокие холмы на берегу Дона – лучшее место для укреплённых поселений подобрать трудно. Курганы повыше остались от скифов, кочевавших здесь в раннем железном веке – в середине первого тысячелетия до нашей эры. Те, что пониже, остались от славян, которые пришли сюда уже в VIII-IX веках. В те времена жизнь здесь кипела – средний Дон находился на перекрёстке торговых путей, тут соприкасались народы, которые объединила сверхдержава того времени – Хазарский каганат. Бок о бок жили скотоводы – хазары, булгары, аланы – и земледельцы-славяне. Частыми гостями были арабские купцы, они расплачивались с местными жителями серебряными арабскими дирхемами и оставляли интересные записки о своих путешествиях. Возможно, доходили сюда по рекам и варяги-скандинавы - в поисках рабов, которых можно было выгодно продать на невольничьих рынках Востока и Запада. В арабских и персидских источниках, франкских хрониках упоминается и Русский каганат. Одни историки считают его частью хазарского, другие – конкурирующим государством. Можно предположить, что его влияние распространялось и на донские берега. У подножия кургана Именно те далёкие и бурные времена попытались воскресить приехавшие на фестиваль реконструкторы. Ещё 8 августа они разбили стан недалеко от села Борщёво – прямо у подножия большого скифского кургана. С вершины открывается великолепный вид на донскую долину и белеющий мыс, где располагалось так называемое Боршевское городище славян. На фестиваль прибыли представители реконструкторских клубов из разных городов страны: Воронежа, Москвы, Курска, Брянска, Анапы и др. Обыватели частенько воспринимают это увлечение как забаву взрослых «детей», которых хлебом не корми – дай нарядиться и помахать мечами. Между тем реконструкция – серьёзное и полезное дело. Неудивительно, что оно притягивает и многих учёных-историков. Ведь мало просто написать, скажем, о бронзовом мече. Хочется понять, как именно он ковался. А тяжесть кольчуги и шлема хорошо даёт понять, почему средневековые баталии были не слишком продолжительными. «Конечно, мы с большим трудом представляем себе многие аспекты жизни наших предков, - поделился руководитель московского творческого объединения «Русская традиция» Виктор Колчев. – Но реконструкция позволяет оживить яркие страницы прошлого». Разумеется, в лагере не было никаких палаток и складных столиков: исключительно белые шатры, деревянные столы и лавки. Если в первые дни реконструкторы были предоставлены самим себе – устраивали военные игры, делились опытом в изготовлении костюмов и оружия, услаждали себя игрой на гуслях, сапелках и других средневековых музыкальных инструментах – то 11 августа в лагерь прибыли сотни туристов. Гости тут же окунулись в средневековую жизнь. Одни начали упражняться в стрельбе из лука, другие отправились к торговым рядам – рынок был центром любого средневекового города. Товары нашлись на любой вкус – и для дам, и для кавалеров и для их отпрысков. Первых больше привлекали лотки с украшениями – бусами, серьгами, височными кольцами. Вторых – с оружием: бронзовыми и железными мечами и топорами разных видов. Третьих – с народными флейтами и разнообразными дудками. Чуть поодаль слышались ритмичные и звонкие удары: своё мастерство демонстрировали кузнецы. Стуча по наковальне, они придавали изделию нужную форму и тут же закаляли его в холодной воде. Неудачный штурм После короткого представления своих клубов реконструкторы разошлись по шатрам и начали готовиться к бою. Полчаса спустя оба воинства выстроились на поле битвы, которым стал высокий скифский курган. Славяне, которые по сюжету отражали набег варягов, заняли выгодную позицию на вершине. Их противники – в кольчугах и с круглыми щитами выстроились в боевой порядок у подножия. Как положено, сражение началось поединком лучших воинов. Выкрикивая угрозы, они приблизились друг к другу и начали кружить, стараясь поразить соперника метким ударом копья. Поединок был недолгим – сначала удача оказалась на стороне варягов. С воинственным кличем они ринулись к вершине, но были отбиты. Захватчики предприняли ещё несколько смелых попыток штурма, пока не усеяли склоны кургана своими телами: славянские витязи праздновали победу. Битва завершилась. Спустя мгновение, павшие бойцы воскресли, чтобы сфотографироваться со всеми желающими. Не менее зрелищным оказался и конкурс костюмов. Знатный алан и замужняя аланка, состоятельная жительница Новгорода, византийская аристократка, скандинавская крестьянка показали свои удивительные наряды и украшения. За каждым костюмом – кропотливая работа. Все они – копии, тщательно выполненные по образцам, которые хранятся в музеях. Про быт, кухню семейные отношения вятичей – а именно к этому союзу племён, вероятно, относились донские славяне – гостям фестиваля рассказали краевед Николай Сапелкин и директор музея «Костёнки», кандидат исторических наук Виктор Ковалевский. «У нас нет письменных источников и, казалось бы, мы никак не можем судить о той далёкой эпохе, - осторожно начал Николай Сапелкин. – Но, например, чтобы восстановить кухню, достаточно отбросить три гастрономические революции: колбасную, сахарную и картофельную. Мы поймём, чем питались воронежские крестьяне в начале XIX века, а их образ жизни не так уж отличался от того, что вели славяне на тысячу лет раньше». В итоге, многие гости остались на фестивале до самого вечера – живая история оказалась гораздо увлекательнее той, что изложена на страницах учебников.