Ещё

Зачем воскрешать мертвых животных 

Фото: Деловая газета "Взгляд"
Среди тихих августовских новостей как-то незаметно проскользнула находка в Верхоянском районе Якутии. Там в вечной мерзлоте обнаружен жеребёнок ископаемой лошади; возраст — три месяца; давность — 30-40 тысяч лет. Что дальше может быть с этой находкой — подскажет история квагги, с которой, казалось бы, попрощались навсегда ровно 135 лет назад.
12 августа 1883 года, умерла последняя в мире квагга — животное, похожее на зебру, но с бурой спиной и боками и с полосками только на передней части тела. Умерла она в зоопарке Амстердама Natura Artis Magistra (в переводе с латыни это означает «Природа — наставница искусства»), для краткости обычно именуемом Artis.
В дикой природе своей родной Южной Африки квагги к тому времени уже, скорее всего, были полностью истреблены. Фермеры-колонисты отстреливали квагг, как и других травоядных, чтобы не занимали пастбища и не лишали корма домашний скот; мясо квагги шло в пищу работникам, а шкуры выделывали и экспортировали в Европу или шили из них мешки для зерна.
В итоге от квагг в мире осталось несколько черепов и разрозненных костей, семь полных скелетов и двадцать три шкуры, некоторые — на более-менее реалистичных чучелах. Как выглядела живая квагга, мы можем судить разве что по трем черно-белым фотографиям одной и той же особи, сделанным в Лондонском зоопарке в 1870-е, и рисункам натуралистов.
Квагга — лишь строка в списке существ, причиной вымирания которых стал человек. В него входят и маврикийские дронты, перебитые для пропитания и забавы европейскими матросами; и полностью истребленные фермерами Тасмании сумчатые волки; и морская норка, исчезнувшая из-за охотников за мехом; и каролинские попугаи, павшие жертвой моды на яркие перья на дамских шляпках; и многие другие. Человеку, убежденному в том, что он поставлен над природой царем, до второй половины ХХ столетия довольно редко приходило в голову, что царство его, во-первых, очень уязвимо, во-вторых, исчерпаемо, и вечно брать не получится.
О том, что власть — это не только возможность, но и ответственность, мы задумываемся иногда слишком поздно, когда исправить уже ничего нельзя.
История квагги была бы об этом, и о том, как разрушительно наше воздействие на живой мир. Если бы не одно но. В 1984 году биологи из университета Калифорнии (Беркли) провели исследования сухой мышечной ткани и крови квагги, обнаруженных при реставрации четырех чучел, натуралистом из Южноафриканского Музея Райнхольдом Рау. Ученым удалось извлечь из образцов ДНК квагги — одну из первых так называемых «древних ДНК», принадлежащих вымершему животному. Исследования показали, что квагга на самом деле не отдельный вид, но подвид равнинной зебры. Предположения об их тесном родстве высказывались и раньше, но доказано это было впервые.
Собственно, именно идея воссоздать кваггу и заставила Райнхольда Рау отправить образцы тканей в университет Беркли. Шел он к воплощению этого проекта долго и упорно, заручаясь поддержкой коллег и собирая данные.
Рау было прекрасно известно, что равнинные зебры, обитающие в Национальном парке Этоша в Намибии, в Национальном парке Крюгера, а также в парках Свазиленда, очень разнообразны с точки зрения окраса, и подобрать животных, максимально похожих на кваггу вполне возможно. В 1975 году Рау удалось наладить связи с руководством парков. Предложение его, как и следовало ожидать, встретили без восторга, поскольку большая часть англоязычной научной литературы описывала кваггу и равнинную зебру как разные виды.
Райнхольд Рау, однако, не сдавался.
К марту 1987 из почти двух с половиной тысяч зебр Национального Парка Этоша были отобраны девять, которых перевезли на специально созданную ферму возле Робертсона в Южной Африке. Первый жеребенок появился на свет 9 декабря 1988 года. В 1997 году начался отсчет второго поколения.
Мир на глазах становился иным, с карты пропадали государства и появлялись новые, менялась Южно-Африканская Республика, но «Проект квагга» продолжал работать. В 2004 зебр было уже восемьдесят три, а центров разведения — одиннадцать. В феврале 2006 года не стало Райнхольда Рау, но, как принято было говорить в прежние годы, дело его живет. 22 марта 2018 года официальная страница «Проекта квагга» в Фейсбуке — ученые идут в ногу со временем — вывесила видео с новорожденным жеребенком, пока самым младшим из четвертого поколения воссозданных квагг.
Подобные проекты все чаще становятся предметом обсуждения ученых. Воскрешение вымерших видов — по-английски эта область исследований называется емким термином de-extinction, «де-вымирание», или вовсе ressurectional biology, «биология воскрешения» — путем клонирования или селекции из чистой фантастики понемногу превращается в научную проблему. У нее, безусловно, есть и этический, и экологический аспекты: противники «биологии воскрешения» говорят о том, что этичнее было бы направить усилия и средства на сохранение тех редких видов, что еще существуют в природе. Обсуждать это, безусловно, нужно: биоэтика — наша новая реальность, и «царю природы» так или иначе предстоит пересматривать и свой статус, и свои обязанности.
Как бы то ни было, наука готова предлагать инструменты и варианты решения. Существуют проекты по восстановлению первобытного тура, постоянно идут разговоры о возможности клонирования шерстистого мамонта. В 2003 году был успешно клонирован вымерший пиренейский козерог; правда, детеныш прожил всего несколько секунд из-за врожденного дефекта легких.
Квагга — пока единственный вид, который человек, истребив, сам попытался вернуть в мир, и воссоздана она с помощью тщательной селекции. И, разумеется, квагга Рау, как её называют сейчас, генетически отличается от квагг, последняя из которых умерла сто тридцать пять лет назад в зоопарке Амстердама.
Да, это не фантастическая история о воссозданном из образца ДНК живом существе. Не «Парк Юрского периода». Хотя кто знает, может быть, мы еще увидим фильм о Райнхольде Рау; его упорство, его вера в свою работу, его девять зебр, выбранные из двух с половиной тысяч, да на фоне исторических и политических катаклизмов — чем не, как это называется у нынешних коучей, «мотивационная история», вдохновляющая без кавычек и вполне оскароносная в перспективе?
Зоопарк Амстердама, в котором сто тридцать пять лет назад умерла последняя квагга, отловленная в дикой природе, напомню, называется Natura Artis Magistra, Природа — Наставница Искусства. История квагги Рау — это история о том, как искусство (или наука, у латинского ars есть и такое значение), получив наставление у природы, оказывается способно возместить своей наставнице потери, нанесенные человеком по хищничеству и неразумию. И, прежде всего, о том, что человек, при всем своем хищничестве и неразумии, может применить во благо свои силы и знания — и попытаться хоть как-то исправить свои ошибки.
В конце концов, Генри и Никола, четвертое поколение животных, выведенных проектом Рау, куда больше похожи на живых квагг, чем любое чучело, даже самой прекрасной сохранности.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео